Если вы любите путешествовать, в классическую дорожную ситуацию вы наверняка попадали хотя бы раз в своей жизни. Едете вы по своим отпускным делам, вокруг поют птички, светит солнце… и вдруг вы ощущаете, что машину начинает потихоньку вести в сторону. Приехали! Это означает только одно: вы прокололи колесо. В этот момент обычно начинается самая неинтересная часть приключения. Вам нужно полностью разобрать забитый до отказа багажник, чтоб добраться до шины под полом, а после того как вы проведете необходимые манипуляции, придется класть грязное, все в дорожной пыли, только что снятое колесо обратно в недра багажного отделения и повторить все манипуляции с вещами в обратном порядке. Неудобная и долгая процедура.
Но, оказывается, копания в багажнике можно было бы избежать, если бы у вас была возможность приобрести «правильный» автомобиль для путешествий. В этих машинах запасное колесо
было спрятано очень по-умному – в специальном отделении, что исключало необходимость потрошить внутренности автомобиля. Да, специальные отсеки для шин – очень удобно, и они были в чести в послевоенной Европе некоторое время.
Взгляните на них – они великолепны! На ум приходит несколько автопроизводителей, которые сделали подобные автомобили, но если покопаться в дебрях Интернета, можно обнаружить еще пару машин:
Škoda, модель 1000 МБ
Renault Dauphine
Tatra 603
Bristol (удобная компоновка использовалась на нескольких моделях, включая 404 и 403)
Как вы могли заметить на фотографиях, существует несколько вариантов решений поставленной задачи, все будет зависеть от того, с какой стороны находится багажное отделение – на носу или на корме.
Автомобили с задним расположением двигателя, как правило, имели маленькие отсеки ниже основного багажника спереди, в то время как компания Бристоль вспомнила далекое прошлое и установила запаску в специальный вертикальный отсек в передней части машины в районе ног передних пассажиров. Удобное и крайне практичное расположение запаски. В принципе, так запасное колесо и должно было устанавливаться и впредь. Но погоня за уменьшением веса и улучшение дорог в Европе постепенно свели на нет необходимость в использовании пятого колеса.
Так располагалась "запаска" в Жигулях
На самом деле идея ставить запаску куда угодно, кроме багажника, не нова и представлена не только на этих четырех машинах. В классических Жигулях колесо ставилось в багажник вертикально сбоку, что давало к нему доступ даже при доверху забитом картошкой багажнике. В Роллс-Ройсе также была специальная ниша в багажном отделении, из которой колесо в случае необходимости могло извлекаться отдельно.
Американцы долгое время любили вешать запасные колеса на старинный манер – закрывая их декоративной защитой, а японцы, корейцы и французы не гнушались запихнуть колесо в моторный отсек. Во всех этих примерах запаска будет защищена от грязи и пыли (в отличие от вариантов, часто встречаемых на внедорожниках, когда запасное колесо подвешивается с внешней стороны), и, чтобы до нее добраться, вам точно не придется вынимать половину вещей из багажника.