Самолет-гигант «Мрия» спустя 30 лет может отправиться в свой первый полет
Цена вопроса взлета Ан-225 – 337 миллионов долларов
Грузоподъемность «Мрии» 250 тонн
В советское время авиаконструкторское бюро Олега Антонова было известно на всю страну большегрузными самолетами. Не случайно его называют отцом советской транспортной авиации.
В середине 1980-х на Киевском механическом заводе был спроектирован и построен самый большой в мире сверхтяжелый «транспортник». Он получил маркировку Ан-225, а также имя «Мрия», в переводе с украинского «Мечта». Было заложено 2 экземпляра. Один был закончен в 1988 году, и в декабре он совершил свой первый полет.
От его возможностей в плане грузоподъемности до сих пор захватывает дух: суммарные 250 тонн. Что означает, что аэрогигант мог принять на борт и доставить к месту назначения 10 танков или 50 легких автомобилей. А также другие крупногабаритные и/или длинномерные объекты.
Также впечатляют габариты и технические характеристики машины: • Размах крыла: 88,4 м • Длина: 84 м • Высота: 18,2 м • Площадь крыла: 905 м² • Максимальная взлетная масса: 640 т • Нефорсажная тяга: 1377 кН
Но его главным предназначением была транспортировка компонентов ракет-носителей «Энергия» и космического корабля «Буран». Но так сложилось, что с этими задачами успешно справился другой супертяжеловоз – самолет ВМ-Т «Атлант». Участие же самого Ан-225 в проекте «Буран» Ан-225 свелось только к перевозке многоразового космического корабля на Парижский авиасалон (1989), а также к нескольким показательным полетам на космодроме Байконур в 1991 году, приуроченным к 30-летию полета Ю. Гагарина.
Ан-255 был разработан для участия в космической программе СССР
С развалом Советского Союза все работы прекратились. Второй Ан-225 до сих пор пылится в сборочных ангарах. Он собран на 70%, но работы прекращены из-за отсутствия финансирования.
Чтобы запустить этот долгострой, требуется 337 миллионов долларов. И теперь, похоже, появляется надежда, что этот многолетний проект может быть завершен.
Несколько лет назад руководство украинского авиаконцерна передало некоей компании из Гонконга права собственности на самолет, а также доступ к его чертежам и спецификации. Сумма сделки не раскрывалась. Согласно подписанному тогда рамочному соглашению, на территории Китая должна быть построена сборочная линия по выпуску Ан-225 с 2019 года.
Однако, по мнению экспертов, эта задача была заведомо невыполнимой. Причина в том, что для повторного запуска самолета, произведенного почти 30 лет назад, его необходимо начать конструировать, по сути, заново.
Для небольшой компании, с которой «Антонов» заключил тогда соглашение, эта задача была заведомо непосильной. Скорее всего, смысл в том, что благодаря ее посредничеству китайские разработчики получили доступ к конструкторским тайнам украинской машины.
Известно, что в Поднебесной идут работы над созданием супертяжелых самолетов размерностью больше «Русланов» и даже Ан-225. Новые данные могут помочь им в этом.
Фюзеляж частично построенного Ан-255
Что касается судьбы украинской «Мрии», то средства на его доводку могут дать инвесторы, заинтересованные в развитии супертяжелых транспортных авиаперевозок.
Один из сотрудников, входящих в высший менеджмент корпорации «Антонов», сказал: «когда возникнет необходимость решить проблему перевозки тяжелых грузов, будет спрос на достройку второго самолета и появятся инвесторы».