В Госдуму внесен законопроект, направленный на изменение правил владения гаражами
В Госдуму внесен законопроект, усовершенствующий владение гаражами и машино-местами
Судам, а в частности и высшему судебному органу Российской Федерации – Верховному суду, до сих пор приходится разбираться с административными делами граждан, владеющих автомобильными гаражами. Юридический казус заключается в том, что автомобилисты, приобретая гаражи или машино-места, не могут быть уверенными в том, что их, как записано в документах, недвижимая собственность де-юре является их собственностью.
Даже если гараж был приобретен чуть ли не в советское время. И никакие увещевания и документальные доказательства того, что все денежные средства и паи по оформленной стоянке для машины были выплачены многие годы назад, иногда не работают даже в судах. Настолько непрозрачно и непродуманно законодательство в этом направлении.
Вот лишь один из эпизодов разбирательства собственника бокса в гаражном кооперативе, который внезапно оказался вовсе и не собственником:
Машино-места, гаражи и стоянки: Верховный суд разъяснил вопросы права собственности
И такого рода неурегулированных нюансов – масса. Как заявил председатель Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников,
«Иногда, выплачивая немалые деньги при покупке стояночного места или гаража, человек на самом деле «платит за воздух»
Такой подход к делу – не дело. Необходимо на законодательном уровне прописать нормы, которые позволят решить весь спектр юридических дилемм. Этим и займется Государственная дума, в которую внесен законопроект, разъясняющий и закрепляющий такие понятия, как «гараж», «машино-место», «гаражный комплекс». Сейчас законодательство не дает определения объекту, предназначенному для стоянки и хранения транспортных средств.
Устанавливаются положения о доле каждого собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество, определяется перечень общего имущества собственников гаражей и основы его использования.
«На данный момент законодательство не дает определения объекту, предназначенному для стоянки и хранения транспортных средств. В связи с этим владельцы зачастую не могут зарегистрировать свое право собственности на уже возведенный гараж», – говорится на сайте Госдумы.
И действительно, то нормы какие-то при строительстве якобы нарушены, то документов не сохранилось (если стройка производилась в начале 90-х), то место вдруг стало незаконным для строительства (даже несмотря на то, что изначально с документацией все было в порядке) и так далее. Нарочно или случайно, но незащищенностью владельцев гаражей пользуются многие. А по выходу собственник остается без оплаченного имущества, а автомобиль – без крыши над головой.
Продолжаются проблемы и при коллективном использовании общего имущества: вентиляционных систем, ремонтных боксов, электрохозяйства и другого.
А вдруг возникнут юридические вопросы? С гаражными объединениями действуют только общие нормы Гражданского кодекса РФ о некоммерческих юридических лицах и нормы законодательства о некоммерческих организациях. Таким образом, решение проблемы становится непосильным для юридически не подготовленных людей, громоздким и со множеством нюансов. В которых суды также разбираются по-разному. Общих правил-то не существует!
Для того чтобы все всем стало ясно (при создании гражданами некоммерческих организаций с целью управления общим имуществом и решения организационных вопросов), законопроектом также определяется форма объединений собственников гаражей или машино-мест: гаражный кооператив, который является видом потребительского кооператива, и гаражное товарищество, являющееся видом товарищества собственников недвижимости.
То есть законодатель предлагает внедрить общий подход к определению объекта, предназначенного для стоянки и хранения транспортных средств.
Законопроект определит порядок создания гаражного кооператива и гаражного товарищества, вопросы их реорганизации и ликвидации.
«Предусматривается структура органов управления этих объединений, порядок их избрания, компетенция и ответственность за принятие решений. Подробно раскрывается процедура принятия органами управления решений, права и обязанности членов объединений», – подытоживается суть проекта.
Надеемся, структурирование законодательства позволит в итоге навести порядок в сфере и сделать ее прозрачной и понятной для пользователей.