Немцы бежали из Восточного Берлина на BMW, спрятавшись в мини-автомобиле Isetta
История о том, как немцы немцев из Берлина в Берлин на BMW возили
Люди любят возводить стены, а не строить мосты. По мостам легко переходят враги, а стену попробуй перепрыгнуть! Великая китайская стена, стена на 703 километра в Израиле, так называемый «израильский разделительный барьер» и, конечно же, Берлинская стена. Все они в той или иной мере защищали и препятствовали.
30 лет назад был разрушен один из символов «холодной войны», возведенный властями Германской Демократической Республики в 60-е годы XX века, – Берлинская стена. Сооружение монументальное, ставшее для одних одиозным символом, для других – основным фактором защиты от чуждой в те времена идеологии. Оставим рассуждения на тему хорошо ли, плохо ли для историков. Тем более вопрос и последствия были досконально изучены и описаны с разных точек зрения.
У нас другая тема для воспоминаний, на которую натолкнуло юбилейное видео BMW. Короткометражка рассказывает, как граждане, не желавшие оставаться в Восточном Берлине, изыскали остроумную возможность перебраться на западную его сторону. Переходы, а вернее побеги, были сопряжены с риском, пограничники в те времена шутить не собирались, и паспортный контроль был куда как жестче, чем сегодня.
На помощь «контрабандистам» внезапно пришла одна маленькая модель BMW по имени Isetta. Вот как это было в интерпретации баварской марки:
История девяти побегов
Шпионская история начинается в ноябре 1962 года, когда Манфред Костер был призван в восточногерманскую Национальную народную армию. Костер, в целом недовольный общим направлением движения Восточной Германии, решил, что ему нужно бежать на Запад. Но как?
Наиболее известны случаи побегов из ГДР следующими путями: 28 человек ушло по прокопанному ими самими тоннелю длиной 145 метров, совершались полёты на дельтаплане, на воздушном шаре из нейлоновых фрагментов, по верёвке, перекинутой между окнами соседних домов, с помощью тарана стены бульдозером. В период с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года было совершено 5075 успешных побегов в Западный Берлин или ФРГ, в том числе 574 случая дезертирства. (Википедия)
Костер вспомнил своего старого друга Клауса-Гюнтера Якоби, который жил по ту сторону стены в Западном Берлине. Восточный немец смог нанести визит Якоби, и за одну ночь закадычные друзья разработали план технической модернизации мини-автомобиля Isetta для доработки внутренностей по части внедрения дополнительной скрытой ниши, в которую должен был забраться человек.
План был хорош, особенно с психологической точки зрения. Пограничники вряд ли бы придирчиво проводили досмотр столь миниатюрной машины – куда здесь спрячешься? В отличие от более крупных моделей, в которых, несмотря на простор, спрятаться перебежчикам было невозможно. Досматривалось все тщательно.
Изменения конструкции Джейкоби начал с того, что поднял багажную полку на 10 см, снял запасное колесо, воздушный фильтр, теплозащитный экран выхлопной трубы и бензобак. В панели-брандмауэре за задним сиденьем было прорезано отверстие для доступа, выхлопной коллектор мастер (он работал автоинструктором и имел доступ к инструментарию и соответствующие технические знания) изогнул и проложил под полом. Таким образом, в машинке появилась ниша, в которую мог поместиться один взрослый человек.
Потсдамский исследовательский центр, занимающийся подсчётами жертв Берлинской стены по просьбе Федерального правительства Германии, документально подтвердил, по состоянию на 2006 год, гибель 125 человек в результате попытки преодоления стены. По состоянию на 2017 год число документально подтверждённых жертв увеличилось до 140 человек.
Ну а далее начинается настоящая шпионская драма, быль или небыль, опять же, судить не собираемся. У путешественников поневоле план сработал. Более того, он еще был опробован 9 раз. Удачно.
Вот такая история. Многие из этих людей были движимы целью воссоединения с семьей, которая осталась по другую сторону баррикад. Разве можно их осудить? Решительно нет!
9 ноября — день падения Берлинской стены
Подробнее об истории Берлинской стены можно прочитать на страницах Википедии