» » Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер
База знаний / Статьи
26.09.18 (13:27)
2013
Источник © 1gai.ru, Автор Eric

Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер

Журчат рубли: нейросеть идет на помощь камерам ГИБДД

Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер

Что это за система?

Новый технологичный смелый эксперимент стартует в самом сердце России. В Москве начались тестирования уникальной системы распознавания автомобилей и их номерных знаков, построенной на принципе работы нейросети. Борьба с мошенниками и хитрецами на дорогах никогда еще не была столь прогрессивной! Кстати, по данным «Коммерсант», ссылающегося на интервью вице-мэра Москвы Максима Ликсутова, наша столица «стала одним из первых городов в мире, где тестируется нейронная сеть для фиксации дорожных нарушений и борьбы с автомобильными угонами»!

 

Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер

 

Стоп, нейросети? Та самая обучаемая система, созданная человеком, которая способна действовать не только в соответствии с заданными электроникой алгоритмами, но и накапливать опыт (на основании прошлого), то есть способная к примитивному (или прогрессивному, смотря с какой стороны взглянуть на это дело) самостоятельному изучению требуемой от нее задачи? Звучит, безусловно, очень круто. Но сможет ли «электронный болван» справиться с задачей? Или можно уже сейчас констатировать – будущее наступило! Не совсем так, ведь именно сейчас начались практические испытания прототипа глобальной нейросети, и только по истечении нескольких месяцев апробации будет вынесен окончательный вердикт – нейросети в ГИБДД быть или о ней можно забыть.

 

Но главный звоночек для фантастов прозвучал: будущее, о котором грезили в 70-е и 80-е, уже наступает, технологии готовы, остается вопрос времени. Когда электронные машины начнут думать и принимать решения за Homo sapiens…

 

И еще пару слов о мат. части нового веяния в привычном деле – фиксации нарушений при помощи автоматических дорожных комплексов. Ведь на самом деле это же так интересно!

 

Первое. Технология, по словам Ликсутова, была позаимствована у военных.

 

Второе. Информация будет по-прежнему собираться аппаратурой видео- и фотосъемки, радарами и т. д. А нейросеть будет эти данные обрабатывать, вынося свой непредвзятый вердикт о том, подозрителен ли тот или иной автомобиль.

 

Интересный факт, о котором рассказал вице-мэр Москвы, глава городского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры в интервью газете «Коммерсант»: нейронная сеть будет способна (пока в теории) выявить даже техническую ошибку камер фиксации, при помощи которых будет собираться информация. Хотя и отмечается, что это не ее прямая задача. То есть, другими словами, алгоритм имеет настолько большой потенциал, что способен в будущем исключить пресловутый человеческий фактор с его ошибками и предвзятостью.

 

Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер

 

Третье. Люди никуда не уйдут. Пока будет идти тестирование, разумеется, специалисты будут тщательнейшим образом отслеживать поведение сети. Но и в дальнейшем, если ее одобрят к применению, сотрудники ГИБДД будут принимать окончательное решение, выяснив все обстоятельства дела. Приводим в пример слов Максима Ликсутова из интервью «Коммерсанта»:

«Сейчас мы тестируем нейронную сеть. Допустим, у вас синий Ford. Но кто-то подделал или украл номер, поставил его на другую машину и проехал под камерой с нарушением. В нейросеть загружена информация обо всех моделях автомобилей, их так называемые маски, эта информация есть в открытом доступе. Сверяясь с базой данных МВД, система может в автоматическом режиме определить, что данная машина не соответствует данному номеру. В таком случае дается сигнал сотруднику полиции о том, что нужно проверить автомобиль. Сотрудник должен выяснить, что произошло: может, неправильно номер распознался или кто-то совершил мошеннические действия и подменил номера».

 

Система лишь выдает сигнал о сомнении, но сама решение не принимает.

 

Четвертое. И наконец, как только алгоритм работы нейросети будет полностью удовлетворять требованиям заказчика, будет объявлен конкурс на выбор компании, которая внедрит нейросеть для применения ее в промышленной эксплуатации. Говорят, что в конкурсе смогут принять участие не только крупные игроки рынка IT-услуг, но и стартапы.

 

Зачем она нужна?

Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер

Эта новая система фиксации позволит уменьшить в Москве количество водителей, закрывающих различным способом номера от камер. Речь идет не только о тех, кто ставит поддельные номера или наклеивает на номерной знак другую цифру/букву (есть и такие, их можно встретить на дорогах в достаточно большом количестве, и дня не пройдет, как на глаза попадется несколько автомобилей с подобными «модернизированными» государственными знаками, если вы живете в крупном российском городе), но и об угонщиках с поменявшими на поддельные законные номерные знаки.

 

Мы хотим, чтобы несколько компаний-производителей участвовали в работе нейросети.

 

Против таких умельцев и будет вводиться, вернее, пока тестироваться, данная система на основе нейросети. Ведь если она позволит оперативно сообщать полиции о несоответствии номерного знака на автомобиле, в итоге авто остановят и проверят на предмет имеющихся нарушений. И если будет действительно обнаружено, что водитель эксплуатирует машину с измененным или скрытым номером, он будет привлечен к ответственности.

 

Кстати, об ответственности. Какая сегодня ответственность за поддельные или скрытые номера?

Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер

Использование поддельных номерных знаков – это грубое нарушение Правил дорожного движения. Глава 12 КоАП РФ регулирует его статьей 12.2, частью 3:

Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 2.500 рублей. Это при условии, что машина будет припаркована, то есть стоять на месте в момент выявления нарушения.

 

Если авто было в движении, здесь без вариантов – лишение ВУ:

Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до одного года.

 

Процитируем примечание к статье 12.2, в котором также говорится, что представляет из себя нестандартный госномер. Многим законопослушным автовладельцам будет полезно, ведь не все нарочно нарушают законы: «Государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании, и нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака».

 

А что по скрытым номерам? Ну, скажем, заклеил человек одну буковку кленовым листочком – номерной знак уже нечитаем. Или залеплен он грязью, снегом или другими субстанциями (ВАЖНО! Умышленно залеплен) – добро пожаловать в клуб «скрывателей», а это статья 12.2, часть 2:

 

Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого «местах» государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть,
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

 

А еще скрытые номера относятся к таковым, если: на них установлены так называемые «шторки», светоотражающая пленка, иные покрытия, в том числе тонирующие, затрудняющие прочтение буквенно-цифрового кода, бумажки, тряпочки и т. д.

 

Мода скрывать номера в Москве появилась после того, как столичные власти ввели на многих улицах Москвы платную парковку. В итоге многие автолюбители (особенно каждый день приезжающие из области в Москву на работу) паркуют автомобили, закрывая номера, чтобы не платить за паркинг. Также некоторые отчаянные автолюбители по-прежнему лепят на свои номерные знаки посторонние предметы или устанавливают гос. знаки таким образом, что одна из букв становится нечитаемой. Разумеется, делается это для ухода от штрафов за превышение скорости, езду по обочинам, заезд за стоп-линию на перекрестках или остановку на «вафельной» разметке и многое другое.

 

Всему этому безобразию может прийти конец, как только нейросеть ГИБДД заработает в Москве, а затем и по всей стране.

 

К чему приведет ввод ее в эксплуатацию?

Как столичные власти планируют бороться с водителями, скрывающими номера от камер

В ближайшее время изменений никто не почувствует. Несколько месяцев на тестирование, затем технологию нужно будет ввести в практическое использование. Сколько это займет времени, похоже, не знают даже сами создатели. Ведь это будет делаться в таких масштабах впервые в мире. Год, два или дольше…

 

Но если заглянуть в более далекое будущее, то автомобилистам-мошенникам, которые не желают платить за стоянку, или отпетым угонщикам не позавидуешь. Они будут в городе как на ладони – штрафы и поимка преступников на авто выйдут на небывалый уровень. Это еще и при том условии, что Министерство транспорта в Москве и в других городах рассчитывает увеличить в разы количество камер фото- и видеофиксации. Согласно модели развития до 2024 года количество камер на дорогах страны увеличится ровно в два раза.

 

В опубликованных в СМИ планах Минтранса значатся следующие цифры:

К концу 2019 года количество камер видеофиксации нарушений ПДД станет больше на 11%;

К 2020 году к 9 тыс. комплексов добавится 33%;

В 2022 году – плюс 66%;

В 2023 году рост составит 88%;

В 2024 году камер станет больше в два раза, то есть порядка 19-20 тыс.

 

Вот почему уже скоро водителей ждет шквал штрафов

 

Подключаем к этому массиву искусственный интеллект и получаем круглосуточное наблюдение за каждым автомобилем в течение 365 дней в году.

 

Если эксперимент окажется положительным, наверняка системе прибавят обязанностей и в скором или не очень времени такое понятие, как сотрудник ГИБДД, стоящий на посту на дороге, уйдет в прошлое. Окончательно и бесповоротно.


База знаний
Оцените новость:
Поделиться
В чем вы храните свои сбережения
 
Популярное

Подписаться на новости