20 фильмов о путешествиях во времени

Не только Голливуд: триллеры, драмы, мультики, комедии...

Пожалуй, только в литературе или кино наука и фантастика соединяются с такой легкостью. Что может быть более захватывающим и волнующим для легк возбудимых натур, чем путешествие во времени? Как это романтично: отправиться туда, где обитает «завтра», чтобы своими глазами увидеть, как это будет…

 

Не будем забывать, что кино или роман тоже своего рода путешествие по лабиринту времени.

 

Предлагаем нашу подборку самых значимых фильмов, связанных с путешествием во времени. В нее вошла не только научная кинофантастика. Причем это не рейтинг: не всегда уместно давать оценки шедеврам, сравнивая их друг с другом. Все картины хороши и неповторимы по-своему: триллеры, драмы, мультики, комедии… 

 

1. «Филадельфийский эксперимент»

(1984, реж. Стюарт Рэффилл)

 

В советском прокате картина шла под названием «Секретный эксперимент».

Фантастический сюжет имеет вполне реальную подоплеку. Ученых давно занимает природа размагничивания, когда начинают барахлить механические часы и сходят с ума компасы, путая направление частей света.


С военной точки зрения такая технология может быть эффективной, чтобы сбить с толку мины или торпеды, использующие магнитные взрыватели. В фильме подобные эксперименты привели к совершенно иному эффекту: телепортации.


Изначально дело происходит в 1943 году. На американском крейсере «Элдридж» ведутся работы по технологии Стелс (Stealth), чтобы сделать корабль невидимым для радаров. Но случается сбой, и во временную воронку проваливаются два члена экипажа, они оказываются в будущем настоящем 1984 году.


Все закончилось, как и полагается, хэппи-эндом.

 

2. «Люди в черном»

(1997-2012, реж. Барри Зонненфельд)

 

Франшиза состоит из 3 частей, между ними разница 15 лет. Многие смотрели первую часть подростками, а заключительную – уже сложившимися людьми.

Режиссер Барри Зонненфельд вдохновлялся серией комиксов о непростой жизни двух суперагентов на секретной службе. Их задача – контроль за инопланетянами, во множестве заселившими нашу планету.  Один молодой, другой – в возрасте, один белый, другой – чернокожий.

Герои-антиподы, как два противоположных полюса, создают занятный игровой магнетизм. С невозмутимыми и непроницаемыми физиономиями они постоянно попадают в переделки. Блистательная игра Уилла Смита и особенно неувядающего Томми ли Джонса сделали ЛВЧ классикой Голливуда.

Хороши первые две части, на третью немного не хватило запала. Все равно весь фильм смотрится на отличном позитиве.


3. «Бегущий по лезвию 2049»

(2017, реж. Дени Вильнёв)

 

Продолжение и одновременно окончание фантастической ленты Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», снятой в очень далеком 1981 году с блистательным актерским составом: Харрисон Форд, Шон Янг, Рутгер Хауэр, Дэрил Ханна


Репликанты в будущем 2049 году свободно живут среди людей, но они изгои общества. Один из них, главный герой Кей, происхождение которого туманно, ищет и убивает тех репликантов, кто не согласен с государственной политикой генетической дискриминации.


Замечателен прохладный, будто отвлеченный визуальный ряд картины. Серые, в изморози горизонты заснеженного Лос-Анджелеса; в его небесах можно перемещаться на летающих машинах; унылые жилища-коробки в огромных небоскребах; безрадостное торжество цифрового мира: огромные панели билбордов, читающие ваши мысли, люди-образы, сделанные по лекалам ваших желаний…


Главные вопросы дилогии остались неизменными и нерешенными: кто перед тобой – генетический клон-репликант или генетический оригинал-человек? где грани между искусственной и реальной жизнью? только ли людям свойственны пороки: жестокость, алчность?

Остается ли место в таком мире надежде и любви? Или только в искусственных воспоминаниях?

 

4. «Солярис»

(1972, реж. А. Тарковский)

 

Советский фильм Андрея Тарковского снят по одноименной книге поляка Станислава Лема. Автор фантастической повести прохладно отнесся к фильму. По его словам, режиссер снял не «Солярис», а «Преступление и наказание».


В самом деле, для Тарковского фантастическая фабула – только канва для философских размышлений о месте человека. И не только в далекой галактике, где на орбите Соляриса затерялась космическая станция с несколькими землянами. Они ищут контакт с космосом, который хрупок и не пригоден для жизни.

Тарковский показал: человек должен жить на Земле и среди людей. Посмотрите, как прекрасна Земля, как чист ее воздух и прозрачна вода. Титульные кадры «Соляриса» вошли в историю: подводная зелень – она, как живая, извивается от течения ручья.


Земля – не просто место, где живут люди. Это их край, здесь их Родина. Отсюда вышли, сюда вернулись. Финал: главный герой Крис Кельми возвращается в родной дом, где его встречает отец на крыльце их дома, и падает перед ним на колени как «Блудный сын».


Картинка уменьшается, Земля стремительно тает в облаках, будто снятая с взлетающей ракеты, и оказывается, что это место – часть огромного внеземного мира, где решил навеки остаться наш герой. Чтобы жить прошлым на придуманном им «островке памяти» в окружении тех немногих, кто ему по-настоящему дорог.


5. «Люди Икс» (2000-2020)

Серия фильмов о мутантах, наделенных сверхвозможностями. В основу сюжета была положена серия одноименных комиксов от компании Marvel. На сей день выпущено 12 сюжетов, и на 2020 год запланирован выпуск 13-й части – «Новые мутанты». Цикл входит в список самых успешных в коммерческом отношении кинопроектов: общие сборы за все время составили более $6 млрд.


В силу успешности фильм «Люди Икс» имеет ряд сюжетных ответвлений и предысторий. Поэтому  зрителю, не посвященному во все перипетии происходящего, будет непросто понять, откуда что растет и куда следует.


Впрочем, для такого гиперфантазийного жанра, где возможно абсолютно все, логика не так важна, как невероятные виражи сюжета, яркая картинка и могучие спецэффекты. Всего этого предостаточно, и на своем пути и веку Россомахе, главному герою, через многое придется пройти, чтобы найти себя.


6. «Сексмиссия, или Новые амазонки»

(1984, реж. Юлиуш Махульски)

 

В начале 1980-х стало очевидно: социалистической строй изжил себя. Наступали новые времена, и они оценивали социализм без идеологической косметики, показывая его изъяны, перегибы и недостатки. Особенно они были заметны, когда становились смешными.


Как, например, в фантастической комедии польского режиссера Юлиуша Махульски. Ее сюжет – типичное «путешествие во времени».


В результате неудачного эксперимента двое поляков из 1990-х попадают аж в 2044 год. Позади атомная катастрофа, все выжившие спрятались в огромном бункере. Но главное – нет мужчин, они все вымерли. Теперь балом правят женщины-амазонки.


Очень точно и весело показан бункер-государство – режимный объект, срисованный с «большого брата» – СССР. Та же изолированность от внешнего мира, «запудренные» мозги, заорганизованность. Понятно, попав в бабье царство, один из наших героев, молодой повеса в исполнении колоритнейшего Ежи Штура, хочет найти себе подружку.


В конце концов, мужчинам удается выбраться из бункера, применив секретный пароль для выхода в виде крепкого «матерка».  Оказывается, подземное убежище – всего лишь грубая декорация. За ней скрывается прекрасное настоящее, оно не погибло, как всем внушалось в подземелье.

Новый мир полон жизни и любви, и здесь можно дышать полной грудью.

 

7. «Звездный путь» (1966-...)

Было бы неправильно говорить о Стартреке только в жанре кино.


Звездный путь – это огромная медиаимперия: телесериалы, игровые ленты и видеоигры. Не будем забывать и о «сопутствующих» продуктах в виде бесконечных игрушек, сотен наименований книг и рассказов. Предметов материального мира из Стартрека хватило на пару музеев, а лексикона, на котором изъясняются персонажи, – на создание специального клингтонского языка.


Если перевести на лаконичный язык прибыли, то, начавшись в 1966 году с TV-сериала, франшиза за несколько десятилетий стала одной из самых успешных, принеся суммарные сборы более $10 млрд.


8. «Новый Гулливер»

(1935, реж. Александр Птушко)

 

Сюжет по-пролетарски прост: пионер Петя Константинов, отличник и пример для остальных, во время отдыха в «Артеке» получает в подарок книгу Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». На привале, когда ее вслух читает вожатый, Петя засыпает и… сам оказывается Гулливером, схваченным в плен коварными лилипутами.


Это первый советский полнометражный мультфильм. В отличие от студии Уолта Диснея, где делали рисованную мультипликацию, «Новый Гулливер» выполнен из кукол. Средствами объемной мультипликации была создана игрушечно-реальная Лилипутия. Город с улицами и мостами, гавань с портом и кораблями, вооруженные силы, маршем прошедшие между ног у Пети, который поднялся надо всеми Триумфальной аркой. Король, королева, свита, пролетарии, буржуи… 


Всего для съемок понадобилось больше 1 500 кукол. На экране они выглядят как живые. Сделанные из пластилина, глины и на проволочном каркасе, они – особенно главные отрицательные персонажи – уморительно пластичны, у них великолепная мимика и естественная походка.

 

Фильм длится 73 минуты: гигантская работа, каждая сцена снималась покадрово.

 

9. «Спящий»

(1973, реж. Вуди Аллен)

 

Сюжет перекликается с «Новыми Амазонками». В 1973 году главного героя путем криогенной заморозки усыпляют, и он просыпается спустя 2 столетия в мире, где правит диктатура.


Довольно смешная и едкая, как обычно у Аллена, комедия, где он традиционно снимается в главной роли. Через многое приходится пройти герою Аллена. Ему промывают мозги, он прикидывается роботом (смешная сцена), устраивается дворецким в дом светской львицы Луны.


В ее объятьях он находит взаимность и возможность открыть свое настоящее лицо. Все заканчивается по-голливудски: поцелуем.


10. «Гостья из будущего»

(1985, реж. Павел Арсенов)

 

Советский телесериал из 5 эпизодов, снят по книге Кира Булычева «Сто лет тому вперед».


Показанный в 1985 в дни весенних школьных каникул по центральному каналу, он стал необыкновенно популярным и у младшего, и у старшего поколения: необыкновенная девочка Алиса, ее школьные друзья, робот-педант Вертер, нестрашные космические пираты…


Публике из середины 1980-х особенно нравились фрагменты, где было показано будущее советского времени. Оно находилось за закрытой дверью телепорта. Стоило потянуть ее ручку – и глазами столичного 6-классника Коли Герасимова с авоськой и бутылкой кефира можно было увидеть Москву 2084 года.


Все осталось по-прежнему: проспект Мира, Большой театр, Красная площадь. Из нового – Космопорт, Институт времени. Москва вся в зелени, по улицам ходят нестарые еще люди, которым больше 100 лет, поминутно взлетают и садятся флипы-автолеты.


Пройдет еще несколько лет, и Россия и все ее жители окажутся совсем в другом времени. И это будет совсем другое кино…

 

11. «Полет на Луну»

(1902, реж. Жорж Мельес)

 

Перенесемся к истокам, в начало ХХ века.

 

В 1902 году француз Жорж Мельес на собственные средства выпустил короткометражную ленту «Полет на Луну», ставшую первым научно-фантастическим фильмом в истории кинематографа. Она вобрала в себя все основные повороты сюжетов, которые и по сей день разрабатываются создателями фантастических лент.


Грандиозный летательный аппарат-снаряд, невероятных размеров пушка, опасный перелет, встреча с неведомым, то есть с лунянами-обитателями Луны. Впрочем, они больше похожи на водевильных чертей, но как мастерски сделаны комбинированные съемки, где они взрываются во время драк с землянами! В фильме показано, что на Луне можно дышать и она вполне пригодна для жизни. А какой волшебный лес, полный грибов в человеческий рост!

 

14-минутный фильм – это веселая пародия на фантастику Жюля Верна и Герберта Уэллса. И сегодня она смотрится легко и весело благодаря великолепной режиссуре, полной выдумок и трюков.

 

Самый знаменитый кадр (он вошел в историю кино) – это округлая, как блин, луна, в правый глаз которой попадает ракета-снаряд с землянами.

 

Но за мишурой киношной буффонады скрываются и более серьезные приметы. После прилунения участники экспедиции видят, как на далеком горизонте появляется Земля, и они приветствуют ее.
Пройдет без малого 7 десятилетий, и эту панораму увидят Армстронг и Олдрин.

 

12. «Интерстеллар»

(2014, реж. Кристофер Нолан)

 

Масштабная лента, выдержанная в духе «Космической одиссеи» Кубрика.

Люди еще живут на планете Земля, но запасы кислорода катастрофически тают. Чтобы спасти цивилизацию, пилот Купер отправляется в опасный полет в неведомое. Мёрф, его дочь, постоянно находит в своей комнате таинственные знаки от «призрака».

Во время путешествия Купера и его команду ждут опаснейшие приключения. Они в полной мере познают, что такое космос, непостижимый и безжалостный. Здесь не место для человеческой жизни. Пролетая через черные дыры, герои узнают о гигантской разнице во времени: космические часы отсчитывают час, а земные – 7 лет.

В конце фильма Купер оказывается внутри странного пространства – многомерного куба. Время здесь, кажется, вовсе остановилось, и он видит комнату своей дочери Мёрф в тот момент, когда прощается с ней и отправляется в свой полет.

Он кричит и не может докричаться до нее.

Отец и дочь все-таки встречаются. Ей больше 80, а он практически не изменился, хотя по земному времени ему уже 125 лет. Мёрф при смерти, ее окружает большая семья: дети, внуки и правнуки, чья жизнь прошла, пока Купер был в космосе, чтобы спасти землян.

Мёрф просит, чтобы он ушел, чтобы не видеть ее кончину. Напоследок она сказала ему, что давно поняла, что «призрак» – это он, ее отец, межзвездный странник.

 

13. «Звездные войны» (1977-…)

Как и «Стартрек», «Звездные войны» – это многолетняя медиафраншиза; она вторая по уровню коммерческого успеха и кассовым сборам за всю историю Голливуда. Она включает в себя 11 игровых фильмов, мультсериалы, видеоигры. Дополнительная статья доходов – комиксы, художественная литература и, конечно, игрушки, среди которых самая памятная – серия Lego.


Отцом-основателем и первым режиссером, снявшим в 1977 году начальный эпизод, стал режиссер Джордж Лукас. Ему со студенческой скамьи импонировали масштабные постановки о космических приключениях: фантастические миры, полные перестрелок между космическими кораблями, колоритные персонажи, необычный, точнее невиданный, материальный мир.

 

14. «Парад планет»

(1984, реж. В. Абдрашитов)

 

Не всякий фантастический сюжет связан с перемещением в пространстве и времени, и не всякое путешествие во времени – это фантастика. Иногда это происходит в жизни. Об этом – фильм-притча «Парад планет».

Он был снят в 1984 году замечательным дуэтом сценарист-режиссер – Александром Миндадзе и Вадимом Абдрашитовым.

Начало прозаично. 6 советских 40-летних мужчин призывают на очередные воинские сборы. Они бывшие артиллеристы и проводят учебный бой, во время которого понарошку подбивают пару танков. После чего им сообщают, что они погибли. Их командир и лидер – ученый-астрофизик – в исполнении О. Борисова, оторопев, спрашивает офицера: как так? А в ответ: накрыло ответным ракетным ударом.

И они остаются неизвестно где одни и предоставленные самим себе. Их никто не ждет, и они никуда не торопятся: погибли же, «духи».

Начинается странное странствие. Город женщин, где они танцуют бесконечный ча-ча-ча и рок-н-ролл. Заброшенный остров, где встречают пастыря, который перевозит их через реку. Наши герои оказываются в доме престарелых: великолепная галерея лиц ушедшей эпохи, символ прошлого.

Все собираются, чтобы увидеть парад планет. Это случается раз в несколько столетий, когда все видимые глазу планеты выстраиваются в ряд. Парад планет, по замыслу создателей фильма, означает предзнаменование, конец старого времени и наступление нового.

Вскоре в СССР началась перестройка…

 

15. «Планета обезьян»

(1968, реж. Франклин Шеффнер)

 

Еще один фильм-предзнаменование, предостережение. Один из лучших фильмов своего времени.

Экспедиция землян, странствующая по галактике, совершает посадку на неведомой планете. Оказывается, на ней есть жизнь. И не просто жизнь, а толпы полуголых дикарей, с виду похожих на обитателей Земли. Но не они правят здесь бал.

Это планета обезьян, цивилизация разумных существ, которые отлавливают перепуганное стадо людей и держат их в клетках, как скот. Командир космического корабля Тейлор попадает в секретную лабораторию к доктору Зире. Тот давно изучает природу человека и любит повторять: «От людей одни проблемы». Этот шимпанзе скоро понимает, что Тейлор не такой, как все, и, в конечном счете, помогает выбраться из плена.

Фильм показал мир людей – царей природы – в зеркальной проекции. Наша цивилизация идет в никуда. Потому что через 2 000 лет Земля превратится в планету обезьн.


16. «Кин-дза-дза»

(1986, реж. Георгий Данелия)

 

Чтобы путешествовать во времени, не обязательно покидать насиженные места. Достаточно посмотреть на себя со стороны. И, присев, сделать «ку…»


Эту фантасмагорию сочинил и учинил Георгий Данелия. Грузин по рождению, он снял наиболее хрестоматийные фильмы из «нашей», совсем не грузинской жизни: «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Осенний марафон».


Но «Кин-дза-дза» – фильм особенный. В советской киносатире немало лент, где тогдашнее устройство показано со смехом. Но в КДД Данелия показал социалистический быт и нравы точно и безжалостно.


Случайно, из любопытства или по дурости двое советских граждан оказались в стране Плюк. Это государство всеобщего дефицита. Все изношено, но кое-как работает. Можно даже летать на «пепелац с гравицаппой», если иметь в наличии последнее.


Можно быть относительно свободным, но иметь пирсинг в носу с колокольчиком и когда надо приседать, прогибаясь перед теми, кто выше тебя. И по рангу, и по должности, установленных в государстве Плюк.

Сон или это было в наших кошмарах, думали, вернувшись к своей повседневности, герои картины. Но когда, выйдя на улицы тогдашней Москвы, они видят перед собой символику «оттуда», значения которой не изжить, они безропотно приседают в знакомом всем поклоне «Ку»…


17. «Назад в будущее»

(1985-1990, реж. Роберт Земекис)

 

Трилогия Земекиса, с одной стороны, далека от политических коллизий.

Но, с другой, постулирует определенно: Америка была, есть и будет. Так или иначе, за 5 лет публика увидела в кинотеатрах 3 эпизода.

Везде главный герой-тинэйджер Марти Макфлай на пару со своим чокнутым приятелем-профессором мотается между прошлым, настоящим и будущим. Цель: помешать Биффу, главному антиподу Марти и его семьи, восстановить историческую справедливость. Главный «звездный» транспорт – машина времени DeLorean конструкции «лохматого» гения – Дока.

Ключевая идея фильма, как и любой сказки: добро всегда побеждает. Но при этом фильм постулирует главные американские символы: от вездесущего звездно-полосатого флага до таких мелочей, как Кока-Кола, ярчайший рок-н-ролл во время вечеринки, кроссовки Найк, со временем ставшие культовыми, или скейт.

С его помощью, если кто не помнит, Марти уткнул Биффа с его приятелями в кузов грузовика с навозом.


18. «Мы из будущего»

(2008, реж. Андрей Малюков)

 

Наше время. Окрестности Питера. Четверо «черных копателей» ищут на местах боев Великой Отечественной оружие, за него можно выручить недурные деньги. Молодые люди, как водится, выпивают и оказываются в 1942 году.

Их принимают как родных и ставят на довольствие. Теперь они, люди из XXI века, оказались защитниками Родины времен их дедов. А бои, где они оказались, это не шутки и даже не шутеры. Не сразу пришло к четверке «из будущего» понимание реальности. Жизнь одна, и на фронте ей грош цена. И чтобы выжить, им суждено пройти немецкий плен, испытать тыловой быт и понять, что такое недоверие особиста.

Последнее, как оказывается, худшее из окопных бед, проще в атаку пойти…

… У поколения 2000-х возникла потребность понять и оценить, какой ценой была достигнута Победа 1945 года. Больше 40 миллионов не вернулось, в каждой семье остался непроходящий черный след. Почему так получилось? Где были великие руководители и маршалы, которые вели рать? И если так много потеряно, в чем их величие?

Фильм не отвечает на вопросы, но делает их негасимыми.


19. «Терминатор-2: Судный день»

(1991, реж. Джеймс Кемерон)

 

Путешествие во времени имеет одну значимую каверзу. Говоря о прошлом или будущем, можно легко утратить свежесть настоящего. Но не для «Судного дня»!

Терминатор был придуман Кэмероном, когда ему было совсем худо: он сидел без денег, без дела и без перспективы. Но вода камень точит, и уверенность и амбиции Джеймса рано или поздно должны были принести результат. Иначе – I’ll be back…

Снятый больше четверти века назад фильм Кэмерона не утратил ни смысловой, ни зрелищной или визуальной актуальности. Плюс к этому это великолепное семейное кино. Вспомните, что говорит Сара, мать Джона, которого должен защитить Терминатор:
«Я смотрела, как Джон играл с роботом, и я поняла, что он никогда не сделает ему больно, никогда не закричит на него, не напьется, не ударит его. Из всех отцов он был единственным кандидатом на это место. В нашем безумном мире это был бы самый разумный выбор».

 

20. «2001: Космическая одиссея»

(1968, реж. Стенли Кубрик)

 

Замыкает нашу подборку «Космическая одиссея» Кубрика. Практически вся кинофантастика до сих пор и поклоняется этому фильму, и наклоняется к нему: глотнуть свежего воздуха и идей. Чтобы соответствовать глубине задачи.


Именно глубина и полнота космической тематики были впервые реализованы в этом фильме. Еще не существовало компьютеров и трехмерной графики, с помощью которых впоследствии делали эффектные космические панорамы. Все – от макетов футуристических космолетов до неведомых галактик, сквозь которые проникают астронавты, – было сделано вручную.


Космос рукотворен и необыкновенно технологичен, как бы говорит Кубрик. Простота парения орбитальных колесниц, вращающихся под «Голубой Дунай» Штрауса, обманчива. Человек недоумевает, как ему правильно использовать писсуар в невесомости, а в это время гиперумный компьютер ХАЛ 9000 на борту межпланетного корабля встанет против людей и без колебаний убьет одного из двух членов его команды.


Командиру экспедиции придется отключить этот супермозг. И он сделает это вручную – отверткой. Как будто лампочка дома перегорела. После чего останется на корабле и против звезд совсем один.


Человек и его одиночество: не в этом ли космосе многие из нас живут на Земле?


Финал фильма загадочен. Преодолев все межгалактические и вневременные ловушки, главный герой оказывается в Комнате – нигде и никогда. Он видит себя со стороны: дряхлым стариком, лежащим на кровати.


Категории – вчера-сегодня-завтра – сливаются в одну. Это значит: человеческая жизнь и жизнь людей на Земле уникальна. Мы только находимся в начальной стадии развития, а люди – эмбрион будущего. Финальный кадр «одиссеи»: зародыш человека, свернувшийся в материнской утробе, на фоне голубого шара Земли.


Он парит в космосе…

Оцените новость:
27.11.19 (11:11)
21 517
Источник — © 1gai.ru
Автор — Dmitriy
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник