» » » Как ездить по снегу и льду
Советы / Полезное / Важно знать / Статьи
6.03.18 (11:09)
9676
Источник © 1gai.ru, Автор 1gai

Как ездить по снегу и льду

Вот как быть уверенным за рулем в зимнее время. 

Как ездить по снегу и льду 

Вы обращали внимание, что с наступлением зимнего периода на дороге становится больше неадекватных водителей, которые иногда вытворяют такое, что хочется спросить: кто таким водителям "продает права"? А вы задумывались, почему подобное происходит? На самом деле такое массовое неадекватное поведение водителей на зимней дороге связано не только с тем, что многие из них просто купили права, воспользовавшись услугами "добрых гаишников".

 

Все дело в их уровне подготовки в автошколе и неправильных привычках за рулем. Вы не поверите, но многие автолюбители не готовы к зимним условиям вождения… по незнанию. В итоге такие горе-водители в зимний период из-за своих неправильных действий провоцируют пробки, аварии и раздражают нормальных водителей.

 

Смотрите также: Вот как вытащить застрявший автомобиль из глубокого снега

 

Хотя для того чтобы уверенно себя чувствовать на дороге, не нужно специально идти на курсы контраварийного зимнего вождения. На самом деле достаточно просто знать главные правила поведения за рулем с наступлением холодов, а также понимать, как работают основные системы автомобиля. Итак, вот как ездить за рулем по снегу или льду без риска разбить автомобиль.

 

Автомобильные технологии, которые как помогают, так и мешают зимнему вождению

Как ездить по снегу и льду 

Естественно, для передвижения по зимним дорогам лучше всего подходят полноприводные машины. Все мы знаем, что сегодня в связи с популярностью кроссоверов и внедорожников системы полного привода стали более востребованными. Но за все в жизни нужно платить. Ведь сами понимаете, что автомобили с системой полного привода стоят намного дороже. К тому же даже за рулем полноприводных машин есть ограничения, так как законы физики на скользкой дороге никто не отменял. Так что, сравнивая профессионально заднеприводную или переднеприводную машину с полноприводной, вы не найдете много плюсов у привода на все колеса. Если, конечно, речь идет не о полноценном суперпроходимом внедорожнике. 

 

В большинстве же случаев для езды по снегу подойдет и неполноприводный авто. Единственное, в этом случае вам придется более детально и серьезно подходить к выбору качественной зимней шипованной резины. Но в любом случае комплект новых зимних премиальных шин обойдется куда дешевле покупки полноприводного кроссовера, который также может реально вас подвести в тот же сильный снегопад. 

 

Кроме того, не забывайте, что, как правило, кроссоверы и внедорожники расходуют существенно больше топлива, чем легковые неполноприводные автомобили. Так что, как видите, легковые авто намного выгоднее для использования зимой и вряд ли имеют множество минусов для езды по снегу. Особенно когда вы используете реально качественную дорогую резину, а не китайскую подделку, выдаваемую, как сейчас модно, за корейскую.  

 

Естественно, приобретая зимнюю резину, забудьте о всесезонных шинах, которые не смогут вам заменить шипованную резину. Лучше всего, если летом вы будете использовать летнюю резину, а зимой – шипованную. 

 

Если же вы не можете решить, какой кроссовер купить: полноприводный AWD или только с приводом на передние колеса, – и не собираетесь покорять бескрайние просторы российских деревень (в этом случае вам поможет только внедорожник 4х4, трактор, танк, вездеход и т. п.), то поверьте, купив премиальную резину, вы останетесь довольным и за рулем неполноприводного кроссовера. Переплатив же не один десяток тысяч рублей, вы будете удивлены, что полноприводный кроссовер ненамного отличается от своего неполноприводного аналога.  

 

Кто-то, конечно, готов спорить до посинения, что полноприводные автомобили с AWD-системами лучше своих неполноприводных аналогов. И мы не собираемся навязывать таким людям свое мнение. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. И возможно, при трогании с места на снегу или льду полноприводные машины имеют какие-то небольшие преимущества. Но позвольте, в зимнее время главное – это торможение. А как вы думаете, имеют ли полноприводные машины преимущества при торможении на скользкой дороге? Естественно, нет. Здесь важнее всего – качественная дорогая зимняя резина, которая не только обеспечит меньший тормозной путь, но и сделает управление автомобилем более надежным. 

 

Но для зимнего движения важна не только резина. Современные автомобили оснащаются множественными системами, помогающими водителю чувствовать себя уверенным на скользкой поверхности. Вот основные системы, которые незаменимы при движении по снегу и льду.

Как ездить по снегу и льду 

Первая из них – это система контроля стабильности (система курсовой устойчивости – ESP / система динамической стабилизации и др.). 

 

Вероятно, эта система – один из главных прорывов в безопасности транспортных средств, как и ремни безопасности. Система курсовой устойчивости предотвращает занос автомобиля во время движения, проводя индивидуально (при необходимости) торможение всеми четырьмя колесами (по отдельности или одновременно). Так, во время потери автомобилем сцепления с дорогой система начинает притормаживать одно из колес, чтобы выровнять авто на дороге и вернуть направление движения.

 

Если вы купили или собираетесь приобретать автомобиль не старше 10 лет, то, скорее всего, в нем будет система ESP. Кстати, удивительно, но многие автолюбители вообще не знают, есть ли эта система в их машине. Но это и логично, так как она не привлекает к себе внимания. Ведь она может долго не срабатывать, если в этом нет необходимости. 

Как ездить по снегу и льду

Но как только начинается снегопад или дорога покрывается сплошным льдом, вот тут система динамической стабилизации и начинает трудиться засучив рукава. Благодаря этому вы можете даже на заднеприводном легковом автомобиле ездить в тяжелых дорожных условиях.

 

Смотрите также: 7 самых полезных зимних опций в автомобилях

 

Например, при движении по скользкой дороге на небольшой скорости вы можете неожиданно попасть на участок дороги, покрытый льдом, слякотью, снегом или еще чем-нибудь. В итоге вашу машину может понести. Вот тут-то и проявляется волшебство современной автопромышленности. В движение автомобиля вмешивается система ESP, которая не только может начать попеременно притормаживать колеса, но и даже снижать обороты двигателя. Фантастика!

 

Дифференциалы: Когда ваш автомобиль едет в повороте, внешние колеса (дальние колеса от бордюра или обочины при повороте) следуют по большой дуге по сравнению с внутренними колесами. В итоге внешние колеса проезжают большее расстояние. Для того чтобы поворот был плавным и автомобиль не заносило, внешним колесам приходится вращаться быстрее, чем внутренним. Но как же возможно, чтобы колеса на одной оси вращались с различной скоростью? Для этого ведомые колеса были оснащены дифференциалом, который и позволяет разным колесам двигаться с различной скоростью. 

 

Большинство неполноприводных автомобилей оснащаются открытыми дифференциалами, которые позволяют колесу на скользкой поверхности продолжить вращение. Также существуют и дифференциалы с ручной блокировкой, которая фиксирует скорость вращения обоих колес (то есть синхронизирует одинаковое вращение колес на одной оси), что позволяет значительно увеличить тягу на скользкой поверхности. 

Как ездить по снегу и льду

Кстати, если ваша машина оснащена ручной блокировкой дифференциала, в повороте ни в коем случае не используйте ее, когда машина имеет хорошее сцепление, поскольку коэффициент скорости колеса становится решающим для безопасного поворота в этих условиях. И если вы включите при хорошем сцеплении блокировку дифференциала, это может привести к потере сцепления. 

 

Лучше всего использовать дифференциал с блокировкой только в скользких условиях или когда ваша машина застряла.  

 

 

Система контроля тяги: Многие люди путают систему контроля тяги с системой курсовой устойчивости. Но на самом деле это совершенно разные системы, выполняющую разную работу, несмотря на то, что они используют одни и те же датчики скорости системы ABS. 

Система контроля тяги создана, чтобы предотвращать проскальзывание колес во время движения. В случае же проскальзывания система вмешивается в управление автомобилем следующим образом: 

 

– Если скорость движения машины не более 80 км/час, то просто начинается подтормаживание колес

 

– Если скорость движения машины более 80 км/час, то электроника принимает решение сделать следующее (в зависимости от ситуации):

 

  • Прибавить или уменьшить обороты двигателя
  •  
  • На автоматической коробке деактивировать переключение передач
  • Уменьшить впрыск топлива в один из цилиндров двигателя
  •  
  • Внести изменение в систему зажигания, меняя угол опережения
  •  
  • Отключить свечи зажигания в одном из цилиндров (для прекращения воспламенения топлива)

 

К сожалению, эта система имеет и минусы в зимнее время. Ведь, по сути, при проскальзывании колес система контроля тяги уменьшает крутящий момент, передаваемый на колеса. Например, в снегу эта система может начать работать против вас, так как во время трогания со скользкого места или движения по скользким дорогам для уверенного движения вашим колесам необходима определенная скорость вращения. В итоге, например, трогаясь с места в снегу, вы можете просто-напросто застрять из-за подобной системы. К счастью, эту систему при необходимости можно на время отключить.

 

Как ездить по снегу и льду 

Антиблокировочная тормозная система ABS: Наверное, даже водитель-новичок знает, что такое система ABS. Но знаете ли вы, что эта очень полезная система может в зимнее время работать против вас? Особенно в глубоком снегу. Ведь при торможении колеса будут останавливаться рывками из-за срабатывания системы ABS. В определенных случаях это может привести к тому, что вы застрянете.

 

В стандартных же условиях система ABS обеспечивает отличную тормозную силу даже в скользких условиях. Также благодаря системе ABS вы не должны бояться, что неправильно тормозите на скользкой дороге. Эта система сделает все за вас. Нужно только нажать педаль тормоза и удерживать ее, пока машина не остановится. 

 

Адаптируемая электроника: Например, в новом Land Rover Discovery Sport есть адаптируемая электронная система для движения по снегу, которая управляет стабильностью машины и системой контроля тяги, давая колесам немного больше вращения при ускорении на скользкой поверхности, имитируя некоторую блокировку заднего дифференциала. В том числе эта адаптивная электроника настраивает систему полного привода AWD на смещение крутящего момента и мощности на задние колеса.

 

Смотрите также: Как избежать аварии когда на дороге образуется черный лед

 

Так, при ускорении вес машины смещается, и, передавая крутящий момент больше на задние колеса, электроника обеспечивает более эффективную тягу. Благодаря этой системе Land Rover Discovery Sport оптимально ведет себя на скользкой зимней дороге, без необходимости особой адаптации водителя к тяжелым условиям вождения. 

 

Как ездить по снегу и льду 

Система полного привода All-Wheel Drive (AWD): Общая идея состоит в том, что у вас есть четыре колеса, на которые может передаваться тяга. Это хорошая идея! Но чаще всего система AWD – это просто "бандаж", который добавлен в помощь переднему приводу, чтобы частично компенсировать недостаточную динамику машины. Разумеется, передача крутящего момента на задние колеса является превосходным решением практически для любых обстоятельств на дороге.

 

Дело в том, что при ускорении вес автомобилей с AWD-приводом смещается назад, что разгружает рулевое управление (при нажатии педали газа нагрузка на рулевое управление ложится из-за вращения переднего привода). В итоге ведомые передние колеса начинают получать меньше крутящего момента, так как часть мощности и силы уходит при разгоне на задние колеса. Правда, на задние колеса с системами AWD отправляется только часть крутящего момента и мощности. Задача AWD-систем – разгружать перегрузку переднего привода, улучшая сцепление машины с дорогой при движении по прямой. В принципе, автомобили с AWD-системой псевдополного привода по-прежнему в большей части времени остаются переднеприводными машинами. 

 

Но не на всех автомобилях система AWD так проста. Например, на том же внедорожнике Discovery Sport с ведущими передними колесами при необходимости может передаваться на задние колеса почти весь крутящий момент. Благодаря этому этот внедорожник может ездить по такому бездорожью, по которому не могут ездить другие премиальные конкуренты, такие как, например, Audi Q5 или BMW X3.

 

Что нужно иметь с собой в машине зимой

Как ездить по снегу и льду 

Одеяло. Советуем вам купить в магазине военной одежды тяжелое теплое шерстяное одеяло. Оно стоит не очень дорого, но удивительно теплое и непродуваемое. Всегда держите это одеяло в багажнике. Особенно если отправляетесь в сильный мороз в снегопад далеко за город. Оно, возможно, спасет вас ночью от холода в случае проблем с машиной на какой-нибудь пустой автодороге.  

 

Еда и вода. Если вы собираетесь отправиться в путь на большое расстояние, возьмите с собой две канистры питьевой воды и несколько высококалорийных энергетических батончиков. В случае если ваша машина сломается и т. п., на морозе ваш организм будет очень быстро сжигать калории и вы начнете замерзать, так как на обогрев тела нужны калории. В итоге вы будете нуждаться в гидратации, чтобы регулировать температуру своего тела. 

 

Сапоги. В какой обуви вы обычно ездите зимой? Не думаем, что в теплых меховых сапогах. Но что вы будете делать, если ваша машина сломается на морозе? Поэтому лучше возите с собой в багажнике теплые сапоги или ботинки, которые позволят вам ходить по мокрому снегу и по скользкой поверхности. 

 

Лопата. Зимой каждый автолюбитель должен положить в багажник машины полноценную лопату. Без нее в последние годы теперь никуда. Судя по всему, зимы в России становятся снова суперснежными. Но не покупайте специальную пластиковую лопату для снега. Она довольно-таки хрупкая. Купите металлическую прочную лопату, которая поможет вам в случае необходимости разбить лед под колесами, а также расчистить замерзший снег. 

Лопата незаменима на тот случай, если вы застряли и не можете выехать с места. 

 

Теплая одежда. Хранение нескольких дополнительных предметов в багажнике машины, конечно, уменьшит его объем. Но тем не менее в зимнее время лишние предметы в багажнике – это залог вашей безопасности на морозе в случае проблем на дороге. Поэтому не жалейте пространства в багажнике и положите в него теплую одежду, которая может пригодиться, например, при выкапывании машины из снега. 

 

Подготовка автомобиля

Как ездить по снегу и льду 

Небольшая подготовка автомобиля до начала зимы поможет избежать серьезных проблем в зимний период. Для этого своевременно поменяйте летние шины на зимние, при необходимости поменяйте моторное масло, проверьте уровень антифриза, залейте незамерзайку в омыватель лобового стекла и проверьте уровень заряда аккумулятора. Если батарея старая, приобретите новую. 

 

Нанесите на все дверные замки жидкость WD-40. Это предотвратит замерзание. Если ваше лобовое стекло имеет глубокие сколы или трещины, отремонтируйте его в специализированной автомастерской, чтобы избежать попадания воды, которая с наступлением холодов замерзнет и приведет к более серьезному повреждению ветрового стекла. 

Контролируйте давление в шинах. Особенно с наступлением холодов. Вы должны как минимум проверять давление 1-2 раза в месяц. 

 

Начало движения

Как ездить по снегу и льду 

Прежде чем отправиться в путь, проверьте, очищена ли выхлопная труба от снега. Далее заведите автомобиль и прогрейте его. Пока машина будет прогреваться, очистите стекла, капот, багажник и крышу автомобиля от снега. При этом не используйте жесткие щетки, скребки или что-либо острое, что может поцарапать краску кузова. 

 

1-я передача, как правило, позволяет передать на колеса самый большой крутящий момент. На снегу или льду это, скорее всего, может вызвать пробуксовку. Включив 2-ю передачу, вы сможете избежать этого. Особенно если существует риск застрять.

 

Если ваша машина оснащена автоматической коробкой передач, то просто включите режим "Драйв" (D) и медленно и плавно нажимайте педаль газа. Если на вашей АКПП есть режим, обозначенный "снежинкой" (*), то включите его. 

 

Если, выйдя с утра к машине, вы обнаружили, что перед ней образовался сугроб, из-за того что трактор, расчищая снег на дороге, завалил все машины, не пытайтесь выехать с места, пока не расчистите пространство перед машиной. Особенно если дорожный просвет вашего автомобиля небольшой. В противном случае твердый снег может повредить вашу машину. 

 

Остановка

Как ездить по снегу и льду 

Имейте в виду, что чем меньше сцепление колес с дорогой, тем больше будет тормозной путь при торможении. Так что во время движения в зимнее время всегда оставляйте увеличенную дистанцию до других автомобилей. Так у вас будет время среагировать на опасную ситуацию на дороге. Помните, что лишнее пространство между автомобилями дает вам больше шансов уйти от столкновения. 

 

При торможении попробуйте почувствовать момент, когда перед блокировкой колес активируется система ABS, препятствующая этому. Напомним, что система ABS работает путем «импульсного» включения и выключения тормозов, чтобы избежать блокировки колес. Определите опытным путем, когда именно антиблокировочная тормозная система вашего автомобиля вмешивается в процесс торможения. Вы это легко почувствуете (когда система ABS сработает, вы ощутите пульсацию в педали тормоза). 

Как ездить по снегу и льду

Определив, когда система ABS вмешивается в работу тормозной системы, вы поймете, с какой силой нужно нажимать педаль тормоза во время движения, чтобы избежать блокировки колес. Благодаря этому вы не будете излишне нажимать педаль тормоза. 

 

По возможности старайтесь избегать полной остановки машины на скользкой дороге. Помните, что для того чтобы полностью остановиться, требуется хорошее сцепление с дорогой. На твердом снегу или льду вряд ли вы получите хорошее сцепление. Поэтому у вас могут быть трудности с полной остановкой автомобиля. Особенно если вы хотите остановить машину, которая съезжает со склона. Поэтому старайтесь тормозить машину на скользкой поверхности только когда уклон дороги идет вверх. Если, конечно, это возможно. 

 

Правильное маневрирование и торможение за рулем автомобиля зимой

Как ездить по снегу и льду 

Советуем вам с первым снегом выбрать безопасную площадку, чтобы попрактиковаться в навыках зимнего вождения. Причем это касается не только водителей-новичков, для которых это первая зима на дороге. Дело в том, что даже уже более опытные водители могут перед началом зимы испытывать небольшой страх перед скользкой дорогой, так как за летний период могут быть подзабыты некоторые навыки вождения в неблагоприятных зимних условиях. Проведя же несколько пробных заездов в безопасном месте, вы снова начнете чувствовать, как ведет себя машина на скользкой дороге, и станете более уверенным за рулем.

 

Во время движения зимой всегда смотрите, куда вы хотите, чтобы переместился автомобиль. Не сосредотачивайте свое внимание на препятствия на дороге или на обочине.

 

Если ваша машина начала скользить, не паникуйте, резко дергая рулевое колесо и резко опуская педаль газа или резко ударяя по педали тормоза. Так вы только усугубите ситуацию. Помните, главное –спокойствие и плавность всех движений. Всегда смотрите, куда вы хотите направить автомобиль, и тогда вы на подсознательном уровне начнете двигать рулевое колесо туда, куда требуется (в сторону заноса). Если же вы сосредоточитесь на скольжении машины, то, скорее всего, совершите ошибку и попадете в ДТП. 

 

Как не застрять

Как ездить по снегу и льду 

Знаете, что самое главное зимой, помимо сохранения стабильности машины на дороге? Конечно, не застрять. Причем это касается и владельцев внедорожников, которые, к сожалению, не способны изменить законы физики и, соответственно, легко могут увязнуть в снегу или застрять на скользкой ровной поверхности

Поэтому старайтесь делать меньше остановок. Особенно при движении по глубокому снегу или в гору. Если чувствуете, что ваш автомобиль начинает буксовать и вот-вот остановится, начинайте вращать колесо влево и вправо, чтобы вытащить машину из колей, которые вы сами себе копаете из-за пробуксовки. 

 

Но если вы все-таки застряли в снегу, то не беспокойтесь. Это не такая уж огромная проблема. Просто возьмите из багажника лопату и расчистите снег под машиной и под колесами, для того чтобы обеспечить им свободное, беспрепятственное вращение. 

 

В крайнем случае, для улучшения сцепления колес вы можете достать из машины резиновые напольные коврики и подложить их под колеса для улучшения тяги. 

Как ездить по снегу и льду 

Как много усилий понадобится, чтобы вытащить застрявший автомобиль из снега, будет зависеть от того, насколько глубоко вы зарылись в снег и какие шины стоят на вашей машине. Сами понимаете, что сделать это с дорогой шипованной резиной будет гораздо легче, чем на всесезонных покрышках. 

 

Если вы не можете вытащить машину пять, десять и даже 30 минут, в этом нет ничего катастрофического. Это вполне нормально. Но если вы не можете вытащить машину из снега несколько часов подряд, то, скорее всего, вам придется звать кого-то на помощь. 

Подробнее о том, как вытащить застрявший автомобиль, можете прочитать здесь

 

Этот изменчивый мир

Как ездить по снегу и льду 

Погода зимой, как и весь мир, непредсказуема и, к сожалению, непостоянна. Вот почему зимние условия – самые опасные для всех автолюбителей. Дело в том, что дорожная поверхность на всех дорогах меняется в зависимости от погоды. В итоге дорожные условия в зимний период непредсказуемы. 

 

Представьте, что вы едете с комфортной для себя постоянной скоростью. Машина ведет себя нормально, и вы уверенно чувствуете себя  за рулем. Но затем неожиданно ваш автомобиль попадает на участок сплошного льда на дороге и машина начинает стремительно терять сцепление с дорогой. Это очень опасно.

К счастью, вы можете заранее видеть дорогу и, естественно, заранее увидеть лед, снизив скорость машины. 

Как ездить по снегу и льду 

Однако лед не всегда можно увидеть. Например, в зимнее время часто бывают оттепели, когда повышается влажность воздуха из-за таяния снега. Как правило, это происходит в дневные часы. В ночные же часы температура может резко уходить в отрицательные значения, что будет способствовать оседанию влаги на дорожную поверхность. 

В результате на дороге может образовываться тонкий невидимый "черный лед", который таит большую опасность для всех автолюбителей.

 

Вся проблема в том, что этот черный лед, как правило, прозрачный. Так что многие водители могут просто не увидеть его. В этом случае, если не снизить скорость машины, существует риск заноса. Поэтому всегда будьте внимательны за рулем. Обращайте внимание на погодные условия, в которых может образовываться невидимый тонкий слой льда. При таких условиях, естественно, снижайте скорость движения машины в два раза.

Как ездить по снегу и льду

Обращайте внимание на пятна на дороге, которые могут оказаться пятнами тонкого льда. Также не оставляйте без внимания блеск дорожной поверхности. Всегда двигайтесь с такой скоростью, чтобы видеть всю поверхность дороги. В том числе всегда оставляйте впереди себя достаточно места для торможения. 

 

Короче говоря, лучший способ зимнего вождения – это снижение средней скорости движения машины. Это точно так же, как ходьба зимой по скользкой поверхности. Ведь когда мы ходим пешком, то также снижаем свою скорость, боясь подскользнуться. Причем, чтобы не упасть на скользкой дороге, мы обычно ходим на полусогнутых ногах. То же самое касается и управления автомобилем зимой. Помните, что спешка не лучший способ движения в зимних условиях.

 

Развивайте чувство снега

Как ездить по снегу и льду 

Чтобы научиться хорошо водить по снегу и льду, нужно серьезно практиковаться. Понятно, что небольшие каждодневные поездки на работу и домой не дадут вам необходимого опыта вождения. Поэтому еще раз повторим: для того чтобы научиться лучше водить машину зимой, необходимо выбрать пустую стоянку или специальную площадку, где вы должны практиковать свои навыки.

 

Желательно, чтобы площадка была в снегу или была покрыта льдом. Только в таких условиях вы сможете научиться чувствовать автомобиль и быстро реагировать на занос машины. 

На такой площадке вы можете специально провоцировать машину на занос, резко поворачивая руль при повороте и резко нажимая педаль тормоза. 

Начните все с низкой скорости. Когда вы начнете чувствовать машину, увеличьте скорость.

 

Как только вы поймете, каково это – ездить по скользкой дороге, как использовать тормоза, чтобы машину не занесло, а также усвоите, как не застрять на скользкой поверхности, можете начать выезжать на обычные дороги. Если вы водитель-новичок, выезжайте на дорогу только ранним утром, когда еще небольшой трафик машин. Так вы не только закрепите свой навык вождения, полученный на площадке, но и станете более уверенным. Также желательно, чтобы дороги, по которым вы собираетесь передвигаться, были вам знакомы. 

 

Далее, когда вы будете более уверенным водителем, можете спокойно выезжать на дороги в любое время. 

Оцените новость:
Поделиться
Кто выиграет Чемпионат мира по футболу 2018 года?
 
Популярное

Подписаться на новости