Водителей-"чайников" отметят знаком

Водителей-"чайников" отметят знаком
 
28 октября 2008
Замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного (ДОБДД) МВД России Владимир Кузин рассказал о новшествах, которые в самое ближайшее время ждут российских автомобилистов

 

Москва. 28 октября. INTERFAX.RU - Российских автомобилистов в самое ближайшее время ждет ряд новшеств. Во-первых, уже в будущем году начнется плавная замена регистрационных номеров на новые, в которых вместо трех цифр будет четыре. Во-вторых, планируется утвердить специальный знак для начинающих водителей, который будет выделять "чайников" в транспортном потоке. Наконец, автомобилистов станут предупреждать о том, что за ними наблюдают комплексы видеофиксации нарушений. Об этих нововведениях специальному корреспонденту "Интерфакса" Кириллу Мазурину во всех подробностях рассказал заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного (ДОБДД) МВД России Владимир Кузин.

 

 

Владимир Викторович, как известно, летом этого года вступили в силу поправки в КоАП, которые наделали много шуму. Одной из них была установлена предельно допустимая доза алкоголя в крови водителя. Многие опасались, что это нововведение приведет к массовому пьянству за рулем. Разрешенные промилле понизили уровень трезвости?

 

 

Ни в коем случае. Здесь уместно напомнить, что еще в 2004 г. в нашей стране была ужесточена ответственность для пьяных водителей. С тех пор мы наблюдаем неуклонное уменьшение числа ДТП с участием нетрезвых шоферов. В этом году, устанавливая максимально допустимый уровень алкоголя в крови, Россия руководствовалась требованиями международной Конвенции о дорожном движении. В этом документе черным по белому написано, что в каждом национальном законодательстве должна содержаться норма предельного содержания спиртного в организме человека, после которой водитель считается нетрезвым. Любой медик вам скажет, что в организме присутствует спирт независимо от того, пил человек или нет. Введение нормы было абсолютно правильным, что касается России, то это - 0,3 промилле. Сухие цифры статистики подтверждают мои слова. За 9 месяцев текущего года количество ДТП на дорогах РФ составило 10 164, что на 16,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом удельный вес аварий с участием нетрезвых водителей составляет 7,6%. Для сравнения, в 2000 году эта цифра составляла 25%. С января по сентябрь нашими подразделениями выявлено 351 932 водителя, управлявших транспортом в состоянии опьянения, что на 26,7% меньше, чем за 9 месяцев 2007 года.

 

 

Еще новшество коснулось установки камер фото- и видеонаблюдения за водителями. Эксперимент себя оправдал?

 

 

Сказать, что комплексы автоматической фиксации правонарушений получили массовое распространение, мы пока не можем. Для этого нужно время, а также целый комплекс технических и организационных мер, а это требует серьезных материальных ресурсов. Тем не менее, если по состоянию на 1 июля (когда поправки в КоАП вступили в силу) такие комплексы готовы были применять только три региона: Москва, Московская область и Краснодарский край, то сегодня новая техника работает уже в 14 субъектах РФ. За три месяца работы комплексами зафиксировано более 170 тыс. административных правонарушений. Я назвал цифру уже оформленных постановлений. Самое главное - процедура фиксации и оформления правонарушения происходит без участия должностного лица: инспектор только сверяет поступившие на компьютер данные и подписывает постановление. Не секрет, что некоторые из них обжалованы, и уже есть судебные решения об отмене постановлений.

 

 

В чем кроется основная причина таких решений?

 

 

Наиболее распространенная причина отмены - в некачественном фотоснимке регистрационного знака. А любые сомнения по закону трактуются в пользу ответчика. Впрочем, судить о качестве работы видеокамер сегодня рано. Для объективной оценки необходимо накопить достаточный массив информации.

 

 

И все же, какие регионы наиболее охотно используют новую видеоаппаратуру?

 

 

На сегодняшний день наиболее массово комплексы фото- и видеофиксации применяются в Краснодарском крае - там установлено 42 камеры, и в республике Татарстан - 17 камер. В остальных регионах их количество варьируется от двух до пяти.

 

 

В большинстве европейских стран водителей заблаговременно предупреждают о том, что они приближаются к участку дороги, который контролируется с помощью видеокамер, у нас же далеко не все знают, где их ждет всевидящее око.

 

 

Мы не собираемся отставать от Европы. Сейчас прорабатывается предложение о внесении в правила дорожного движения пункта о новом информационном знаке, который как раз будет сообщать о контроле фото- видеорадарами определенного участка дороги. Здесь мы придерживаемся принципа - главное не фиксация нарушения, а его предотвращение. В ближайшем изменении ПДД это предложение будет учтено в обязательном порядке.

 

 

Можно ли говорить, что пути назад нет, и практика видеофиксации нарушений будет только расширяться?

 

 

Безусловно. Сейчас стоит задача создания единой автоматизированной системы фиксации административных правонарушений, которая будет действовать по всей стране. Для этого необходимо решить вопросы организационного построение системы, проработать вопросы обслуживания и программного обеспечения видеосистем. Необходимо также предусмотреть выделение из бюджета средств на почтовые расходы по доставке постановлений нарушителям. Эти затраты в разных регионах различные. К примеру, в Московской области почтовое отправление стоит 31 рубль, а Краснодаре - 46 рублей. Сейчас готовится соответствующий проект постановления правительства РФ.

 

 

А какие еще поправки внесут в правила?

 

 

Было еще пожелание правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, касающееся начинающих водителей. Планируется разработать специальный знак, который будет выделять новичков в транспортном потоке. Так и самому начинающему водителю будет комфортнее, и другие участники движения будут осторожнее.

 

 

Может быть, в качестве такого отличительного знака утвердить "чайник", который сегодня помещают на заднем стекле новобранцы?

 

 

"Чайник" устанавливают люди обладающие самоиронией. Новый знак будет нейтральным. Несколько предложений уже есть. Одно из них будет принято, возможно, уже в этом году. Каким именно будет знак, пока сказать не могу.

 

 

Владимир Викторович, грядет массовый обмен прав. Водительские удостоверения придется менять тем, кто десять лет назад получил взамен потрепанных книжечек пластиковые карточки. Опять будут очереди?

 

 

Могу вас порадовать. Массовый обмен водительских удостоверений уже производится, поскольку замена прав началась в 1998 году. Как видите, никакого ажиотажа нет. Если все необходимые документы имеются, процедура занимает не более часа. Пользуясь случаем, хочу еще раз обратить внимание граждан, что обмен лучше произвести заблаговременно до дня окончания срока действия удостоверения, а не ждать, пока грянет гром.

 

 

Если мне не изменяет память, в позапрошлом году указом президента РФ число разрешенных "мигалок" в нашей стране было уменьшено до 1 тыс. "Люстр" и "крякалок" на дорогах, действительно, стало меньше, однако водители жалуются, что по-прежнему приоритетом пользуются машины с так называемыми "неприкасаемыми" сериями.

 

 

Установленная руководством страны норма в 1 тыс. спецсигналов строго соблюдается. Что касается номеров, то в июле 2008 г. вышло постановление правительства РФ, которым было запрещено резервирование номеров по цифровым или буквенным обозначениям. То есть, знаки выдаются строго в порядке возрастания.

 

 

А не пора ли вводить новые комбинации государственных регистрационных номеров?

 

 

Да, этот вопрос обсуждается. Сейчас разрабатываются новые ГОСТы, и есть предложения увеличить число цифр на регистрационных знаках до четырех. Таким образом, число комбинаций возрастет. Москва, например, уже выбирает последние комбинации. Применение нового ГОСТа, возможно, начнется в следующем году, причем оно будет плавным, по мере необходимости замены регистрационного номера.

 

 

Каждому автолюбителю знакома картина, когда наряд ДПС наблюдает за происходящим из укрытия. Это предусмотрено служебными инструкциями?

 

 

Способы несения службы четко определены: предполагается как открытое, так и скрытое патрулирование. Местонахождение сотрудника, способы остановки транспортного средства, требования, предъявляемые к водителю - все это четко прописано в наставлении по несению патрульной службы. На этом документе нет грифа секретности, поэтому любой желающий может с ним ознакомиться. Кроме того, сотрудники выходят на службу не по собственному усмотрению. Маршруты их передвижения и места дислокации заранее определены, подробно расписаны их задачи - кто и что должен делать. Если водитель считает, что его права нарушены, он может обжаловать действия инспектора: либо вышестоящему руководству, либо непосредственно в суд.

 

 

В бытность министром внутренних дел Сергея Степашина был издан приказ о запрете остановки транспорта без веских оснований. Этот запрет действует?

 

 

Документ продолжает действовать, хотя и требует существенных изменений. В соответствии с этим приказом машину могут остановить на стационарном посту - для проверки документов, а также на дороге в связи с нарушением ПДД или при наличии информации, что автомобиль находится в розыске. Сейчас разрабатывается новый административный регламент, в котором подробно расписано, как и за что может быть остановлено транспортное средство. Проект регламента размещен на сайте ГИБДД, и его можно почитать.

 

 

Как избавиться от пробок? У Вас есть рецепты? Скоро зима и Москва опять встанет.

 

 

Эта проблема большинства мегаполисов. Основная причина заторов - отсутствие развитой дорожной инфраструктуры и увеличение числа машин. В 2006 г. прирост автотранспорта в стране составил 900 тыс. единиц, в 2007 г. - 2,8 млн., а 2008, по прогнозам специалистов, автомобилей в РФ станет на 4 млн больше. Львиная доля машин концентрируется в крупных городах, прежде всего в Москве. Все эти предпосылки создают огромные проблемы с организацией движения. Плюс специфика города: в Москве точкой притяжения является центр. Все усилия властей по строительству новых дорог и развязок пока не привели к ожидаемому эффекту. Зачастую пробки создаются из-за самих водителей, которые не соблюдают элементарные правила дорожного движения. Допустим, водителю запрещено выезжать на перекресток, если за ним образовался затор, а у нас на это мало кто обращает внимание. Еще одно типичное поведение водителя в пробках - выезд на полосу встречного движения: один поехал, и все за ним. В результате - массовый психоз и транспортный коллапс. Причиной пробок становятся и мелкие аварии, их число в Москве достигло 2 тыс. в сутки. Такого никогда не было. Соответственно, как только две машины встали, остальные тоже никуда не едут. Может быть, с 1 марта, когда вступят в силу поправки к закону об ОСАГО, которые предусматривают упрощенную процедуру оформления мелких ДТП без участия инспектора, станет полегче.

 

 

Как Вы думаете, нужно ограничивать въезд в центр?

 

 

Сложно сказать. Cкорее всего, да. Об этом говорит опыт других стран. По-другому проблему вряд ли можно решить. Альтернативой является строительство огромного количества паркингов, но этого Москва позволить себе не может: в центре города сложная подземная инфраструктура и дефицит земельных участков под застройку. Как ограничивать - вопрос дискуссионный. Но в любом случае, никаких шлагбаумов ставить нельзя, иначе движение в городе будет парализовано. Наверное, лучше использовать считывающие устройства, которые фиксировали бы номера въезжающих автомобилей. Но мы возвращаемся к разговору о камерах видеонаблюдения. Здесь есть еще одна проблема. У нас существует институт доверенности на управление транспортным средством, получается, что хозяин у авто один, а правила нарушает другой. На Западе за нарушение без разговоров платит владелец машины.

 

 

А у нас не планируется отменять институт доверенности?

 

 

Доверенность как документ, уполномочивающий на совершение сделки, конечно, должен быть. А вот о целесообразности доверенности на право управления автотранспортным средством стоить задуматься. Хотя в одной статье Гражданского кодека она все же упоминается, когда речь идет об ответственности за причинение вреда. Вполне возможно, на смену этому виду доверенности придут различные страховые схемы.

 

 

Вы взаимодействуете с приставами, чтобы заставлять должников платить штрафы?

 

 

Кузин: В случае неуплаты штрафов мы направляем материалы в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Что касается других действий, связанных с остановкой транспортных средств и изъятием магнитол, "запасок" т.д., о чем часто говорят по телевидению, я, честно говоря, отношусь к этому отрицательно. Это не дело ГАИ. У судебных приставов существуют свои методы взыскания долгов, пусть работают, как им предписывает закон.

 

 

Эвакуаторы сегодня приводят водителей в ужас. Может сделать систему перемещения машин более человечной? Например, предупреждать водителей посредством SMS-сообщений, о том, что их авто могут увезти на штрафстоянку? Ведь технические возможности у ГАИ для этого есть.

 

 

Есть, конечно, заповеди, которые учат нас милосердию. Но мы ведем речь о нарушителях. Есть правила дорожного движения, есть меры ответственности за их несоблюдение. Совершил правонарушение - должен отвечать. Кстати сказать, коллапс дорожного движения, о котором мы с вами говорили, возникает, в том числе, и из-за неправильной парковки. О каком снисхождении здесь может идти речь? Если за эвакуированной машиной никто не обратился, вот тогда мы разыскиваем собственника.

 

 

Но ведь в Москве действуют многочисленные бригады "добровольных помощников", которые дежурят в местах работы эвакуаторов и за определенную плату отвезут вас на штрафстоянку.

 

 

Спрос рождает предложение. Здесь нужно разбираться, есть ли сговор с сотрудниками службы эвакуации. В этом случае виновные должны нести ответственность.

 

 

Немало ДТП у нас происходит по вине пешеходов, однако штрафуют их крайне редко. Почему?

 

 

За 9 месяцев в РФ возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении 4,5 млн. пешеходов, причем отмечается рост на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так что пешеходов тоже наказывают.

 

 

Наверное, только ленивый не задавал Вам вопрос, как бороться с поборами на дорогах. Так как же?

 

 

Начнем с того, что за 9 месяцев этого года было привлечено к дисциплинарной ответственности 15,8 тыс. сотрудников ГИБДД, из них 1180 человек - за нарушение законности. Более 5 тыс. инспекторов привлечены к ответственности по материалам проверок наших контрольно-профилактических подразделений. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта цифра возросла на 11%. Возбуждено 439 уголовных дел в отношении наших теперь уже бывших сотрудников. Попадаются и водители, которые предлагают деньги нарядам ГАИ, но эта статистика находится в отделах по борьбе с экономическими преступлениями. Полностью исключить поборы поможет вышеупомянутая видеофиксация, поскольку в данном случае контакт инспектора и нарушителя будет полностью исключен.
 
/Интерфакс/  
Оцените новость:
27.10.08 (21:33)
4 331
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник