» » О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности
Статьи
22.06.15 (13:43)
953
Источник © 1gai.ru, Павел Жуков

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

Разбираемся, чем чревата встреча автомобилиста и велосипедиста на дороге

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

С каждым годом количество велосипедистов на дорогах нашей необъятной родины увеличивается. Это становится своего рода новой «дорожной» субкультурой. И нам, автомобилистам, нужно это принять, понять и простить.

 

Признаться, я и сам поклонник двухколесного «стального коня», но «выгуливаю» его исключительно в тех местах, где машин не может быть по определению. Мой велосипед специально заточен под бездорожье, чем, собственно, и пользуюсь. Но нас таких мало, основная масса велосипедистов считает себя полноправными участниками дорожного движения. А потому они с совершенно невозмутимым видом могут ехать и в общем потоке, и даже против него. При этом что важно, хоть какие-либо правила ПДД они соблюдают… в общем, извините за грубость, ни черта они не соблюдают. А почему? Тут мне кажется, срабатывает «штука», которой болели «новые русские» в 90-х годах (правда, некоторые товарищи хворают до сих пор) – чем больше машина, тем меньше правил. У велосипедистов примерно та же философия – чем дороже велик, тем… Парадокс ситуации в том, что владельца условного «Крузака» сложно впечатлить не менее условным велосипедом от BMW. Ему до лампочки, он в них не разбирается и цены, соответственно, не знает. Да если бы и знал, то его отношение к «хрустику» вряд ли бы сильно изменилось.

 

Двухколесные «кони»

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

Если рассматривать причины наглости велосипедистов, то становится понятным, что дело-то в элементарных понтах. Посудите сами, вот приобрел себе человек велосипед BMW, стоимостью в тысячу евро с копейками (а то и в несколько тысяч европейский «рублей»), а понять и тем более оценить могут лишь единицы. Вот и приходится лезть из кожи вон.

 

А баварские производители то и дело выпускают в свет новые «лакомые кусочки». Взять хотя для примера, Cruise M-Bike. У него потрясающая система Shimano Deore на тридцать скоростей, вилка SR Suntour XCR RL-R, «взрослые» шины Continental, гидравлические тормоза, а также рама, выполненная из алюминия. Ну вот как не похвастаться таким «конем»?

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

Не отстают от немцев и французы. Они вообще уже давным-давно насыщают велосипедный рынок самым разношерстным товаром. Модельный ряд Peugeot настолько обширен, что подобрать себе двухколесного «коня» сможет даже самый взыскательный и требовательный человек. Но особенно удачны у «Пыжей» велосипеды для гонок по бездорожью. Например, заднеприводный RSM21.100. Он хорош во всем. Начиная от гидравлических тормозов Avid Code и заканчивая «продвинутыми» амортизаторами Rock Shox.

 

Сконструировали спецы Peugeot велосипед, работающий на батарейках и относящийся к категории «умных». Это AE21 HYbrid. У него есть разъем USB для подзарядки в пути различных гаджетов, а также специальный отсек для ноутбука или планшета. Смотришь на него и понимаешь, что будущее, о котором писали фантасты 19-20 веков, уже практически наступило.

 

Важно знать: Десять секретов карт Google Maps

 

Особняком стоит детище от Audi, которое было представлено три года назад. Хоть электровелосипед e-bike является концептом, он отчетливо дает понять, что в ближайшее время будет предлагать брендовый концерн.

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

Это «конь» удивителен во всем. У него необычный, футуристический облик, начинка такая, что могут позавидовать многие автомобили, а также рама и диски, выполненные из карбона. Других «изюминок» в e-bike предостаточно – это электромотор на 2,3 киловатта, полноценный бортовой компьютер с сенсорным дисплеем, светодиодные огни, руль с клавишами. Максимальная скорость – 50 км/ч. Ну а если «коню» помочь и начать крутить педали, то разогнаться можно и до 80 км/ч. При этом запас хода составляет порядка сотни километров.

 

Сейчас есть множество «прокаченных» великов, чья стоимость исчисляется в тысячи евро. Не чураются их производством ни Porsche, ни Subaru.

 

Камень преткновения

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

Ярые активисты ЗОЖа, прогрессивного будущего и прочей подобной тематики с пеной у рта доказывают, что автомобиль – это четырехколесное зло, пережиток прошлого и вообще «фу-фу». А вот велосипеды – это прогрессивно, стильно, модно и молодежно. Поэтому первых должно быть как можно меньше, а вторых – наоборот.

 

Иногда складывается ощущение, что все эти урбанисты – далекие от реальности люди, которые не понимают, что без машины порой не то, что трудно, а элементарно невозможно. Ну вот заменят велосипеды авто и что? Далеко за примером ходить не надо, пару-тройку увесистых пакетов из супермаркета на руль что ли вешать?

 

Небезызвестный депутат Виталий Милонов, как это ни удивительно, первым из чиновников отреагировал на обостряющиеся отношения между велосипедистами и автомобилистами. При этом он взял сторону вторых. И предложил министру МВД Владимиру Колокольцеву ввести права для людей, управляющих «конем» педальным.

 

И надо сказать, с подобной инициативой нужно было выступить еще давно. Ведь за короткий промежуток времени с января по май этого года в стране произошло более 1130 ДТП с участием велосипедистов. 89 из них погибли. Ну а водители, соответственно, отправились в места не столь отдаленные. При этом их, действительно виновных в трагедиях, было как раз меньшинство. Я никого не пытаюсь защитить, а просто констатирую, проблема с каждым годом становится все больше. И ее нужно как-то решать.

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

Сложность в том, что у многих водителей отношение к велосипедистам формировалось либо в Советском Союзе, либо в лихие 90-е. В те времена двухколесного «коня» не считали за полноправное или полноценное транспортное средство. Так, детям-студентам погонять, ну или взрослым на даче или в деревне (как тут не вспомнить легендарного велосипедиста почтальона Печкина). Все! Никто и никогда не думал, что Москва, Питер или, например, Чита в одночасье превратиться в Стокгольм, а типично русский менталитет вдруг заменит не менее типичный шведский. В Союзе это понимали. В постсоветское время было просто не до этого. А сейчас… Ну сейчас опять входит в моду европейский опыт.

 

Хороший вопрос: Стоит ли владеть автомобилем?

 

На протяжении многих и многих лет автомобильная субкультура формировалась и развилась так, как будто велосипедов нет. Вообще нет. А значит, встретить их на дороге также маловероятно, как и размороженного мамонта. Понятно, в ПДД что-то про них (про велосипеды, а не про мамонтов) написано, но вот что именно, никто не знал. Да и зачем это нужно?

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

Та же самая ситуация побудила поколения велосипедистов вариться в собственном соку и думать, что какие-то там правила дорожного движения придуманы только для автомобилей. А они – сами по себе. Луч света, так сказать, в темном царстве.

 

Но сейчас велосипедисты почувствовали ветер перемен и как разъяренный пчелиный роль высыпали на дороги и… трассы! А что? Им можно, ведь они сейчас полноценное общественное движение. Да, по всей стране прокладываются специальные велодорожки, возводятся велопарки и открываются велопрокаты, но их количество все равно остается ничтожным. Зато, пока автомобилисты плюют в потолок машины, находясь в пробке или ругаются с другими участниками движения, ловкие наездники двухколесных «коней» бед не знают и ловко объезжают любые препятствия, маневрируя то между «взрослыми» собратьями, то по пешеходным тротуарам.

 

И это только сильнее нагнетает обстановку между водителями и «хрустиками». Ведь первые, надо сказать, что не без оснований считают вторых чуть ли не главной причиной ДТП на дорогах. Мол, прут не глядя, хамят и никаких правил не соблюдают. Велосипедисты, если честно, придерживаются подобного мнения и об автомобилистах. Так что с взаимной любовью как-то не срослось.

 

Многочисленные столичные Интернет-издания, в чью аудиторию входят любители велосипедов, каждый весеннее-летний сезон клепают материалы о том, что «хрустикам» нельзя выезжать на многополосные магистрали Москвы, а также Третье транспортное и, соответственно, МКАД. И что, думаете это их остановило? Нет. Это, извините, «дискриминация по транспортному признаку».

 

Интересно то, что в КоАПе есть статья 12.29, где написано, что за нарушение ПДД нерадивому велосипедисту грозит штраф в 800  рублей. Смешная сумма и вряд ли она воспринимается всерьез хоть одним «хрустиком».

 

Как новые автомобили защищают пешеходов?

 

Кстати, садиться за руль велосипеда, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения строго запрещается. Но и это не находит ни малейшего отклика. Что инспектор ГИБДД может сделать? Прав-то нет, отнимать нечего.

О велосипедах, «хрустиках» и уголовной ответственности

В той же статье 12.29 есть часть 3, где как раз идет речь о подобных случаях. Если инспектор отловил пьяного или укуренного велосипедиста, то он обязан выписать ему штраф в размере тысячи-полторы. Но проблема в том, что «хрустик» не обязан иметь при себе ни паспорт, ни какие-либо другие документы, подтверждающие личность. Поэтому они чаще всего называют липовые имена и адреса, и штраф уходит в неизвестном направлении. Нет, конечно, инспектор может провести освидетельствование, задаться целью и установить личность. Но серьезно, хоть раз такое было? Подобное безразличие со стороны правоохранительных органов внушает велосипедистам чувство вседозволенности и безнаказанности.

 

В случае ДТП любители великов рискуют здоровьем и жизнью. А автомобилисты? Тоже многим. Если здоровью велосипедиста причинен тяжкий вред, то доказать, что «он сам бросился под колеса» практически невозможно. Поэтому водителю грозит лишение свободы до трех лет или же принудительные работы до двух лет, а также лишение прав (не обязательно) до трех лет. Есть варианты с заключением до шести месяцев, двух лет и так далее. Все это расписано в статье 264 часть 1 УК РФ.

 

Ну а если произошел самый страшный случай и велосипедист погиб, то наказание, соответственно, более жесткое. Принудительные работы до четырех лет, лишение свободы до пяти лет, запрещение управлять транспортным средством до трех лет. Подробнее можно ознакомиться в той же статье 264 часть 3 УК РФ.

 

Вот и получается, что для общей же безопасности с велосипедистами нужно что-то делать. Поэтому предложение Милонова о правах и сдаче экзамена на знание ПДД кажутся очень здравой мыслью. Одно уточнение, инициатива, если и будет утверждена, то будет распространяться только на столицу, Питер и большие города-миллионники. В остальных населенных пунктах все останется без изменений, поскольку там проблема стоит не так остро.

 

Ну а закончить хочется банально. Уважайте друг друга вне зависимости от транспортного средства. И будет вам счастье.

 

Автор: Павел Жуков

Оцените новость:
Поделиться
Хотите ли вы уехать из России?
 
Оформи еженедельную рассылку 1gai.ru