Электромобили - самые популярные транспортные средства в начале 20 века.
В 1910 году электрические автомобили были самыми лучшими транспортными средствами на дороге. Так что же случилось с ними дальше? И почему они исчезли из нашего обихода аж на целый век?
Мир постепенно захватывает «электромобилимания». Многие правительства по всему миру приходят к одному выводу, замена автомобилей с классическим ДВС (двигателем внутреннего сгорания) на автомашины с гибридными или полностью электрическими агрегатами произойдет обязательно, вопрос- только когда..? Некоторые страны Европы и отдельные штаты США даже оговорили эти преобразования, когда это произойдет. Посмотрим и увидим, сбудется ли электрификация автомобильного транспорта к 2050 году. Лидирующие мировые автопроизводители техники давно готовят техническую базу для удовлетворения запросов экологов. Такие автофирмы, как "Toyota", "Nissan" и "Ford" уже сегодня выпускают и поставляют на рынки гибридные автомодели машин, на подходе - полностью электрические автомобили.
Производители исключительно электрических автомобилей по-прежнему и все еще считаются в автокругах "выскочками". Тем не менее, проект Тесла" Элона Маска является одним из наиболее растущих и быстро развивающихся проектов из всех современных автомобильных компаний в мире. Значит будущее наше за электрическими автомобилями. Но было ли у них (таких автомобилей) прошлое?
Да было, и очень многообещающее. Развитие их началось точно тогда, когда повились на свет их первые собратья, а именно- двигатели внутреннего сгорания. А на рубеже 20-го века электрические автомобили считались будущим всего автомобильного транспорта. Как выясняется сегодня, наши предки знали толк в экологически безопасном транспорте и не только в экспериментальном смысле слова. Практичные, надежные и безопасные электрические автосредства передвижения к 1910 году плавно и тихо проезжались по мощёным улицам старых и не очень старых городов Америки, по дорогам Лос-Анджелеса и вплоть до мостовых Сиднея.
Прапрадедушки, попади они в наше времяиз прошлого, с удивлением бы узнали, что 100 лет спустя наш 2016 год лишь только-только начинает понемножку догонять то хорошо продвинутое начало XX века.
Начало развития электромобилей на заре XX века
В начале 20-го века весь городской транспорт (особенно в густонаселенных городских районах) по-прежнему и в основном состоял из конных экипажей. Для многих электрические самодвижущиеся экипажи были просто идеальной заменой вместо лошадей, к тому же они были тихими и почти бесшумными, их не нужно было кормить, даже тогда, в те времена они считались достаточно чистой заменой гужевому транспорту (от лошадей на небольших улочках городов было не мало отходов, и это была довольно распространенная "дурно пахнущая" проблема).
Даже определенные недостатки электродвигателей все-равно сделали их (эти экипажи) идеально подходящими для путешествий в черте города, так как сами улицы и проезды в городах в то время не были рассчитаны для автомобилей передвигавшихся быстрее 30 км/ч, хотя лошади и поезда по-прежнему были предпочтительнее для длительных поездок, и ограниченный диапазон количества этих электрокаров в те времена не был великой проблемой
Электрический грузовик для доставки пива в г. Детройте (1906).
В первом десятилетии 20-го века в развозке почты в Париже и в Лондоне нередко были задействованы грузовики работающие на электричестве. Нью-Йорк поддержал растущую индустрию электроавтомобилей среди машин такси (90% автомобилей в таксомоторных парках в то время, были электрическими). В городских районах по всей Америке и Европе службы доставки начали заменять свои конные телеги на электрокары, которые способны были буксировать тысячи фунтов грузов за один раз (за одну ездку).
Так давайте разберемся, почему же так случилось, чтоб перенять опыт прошлого и вновь начать переходить на электрические транспортные средства, автомиру понадобилось аж целых 100 лет? Как сегодня выясняется, электрические автомобили из 1900-х годов страдали от тех же самых сложностей, которые по-прежнему препятствуют развитию этой отрасли в наступившем 2016 году.
Почему электрически автомобили не получили дальнейшего развития в XX веке?
Важно понимать, что на рубеже 20-го века электричество считалось и до сих пор считается новинкой, то ест,-: лишь 3% всех домов имели тогда доступ к электроэнергии. Многим, как в принципе и сейчас, было просто чертовски трудно найти для него зарядное устройство. Томас Эдисон, отец электрификации мира, в свое время пророчил, что электроэнергия в качестве источника питания будущего имеет огромный потенциал, но и особенно подчеркивал следующее, что таковая (электрофикация) хорошо подойдет в расцветающей автомобильной промышленности.
Не только Эдисон старался усовершенствовать вместительность емкости батарей, которые были бы способны обеспечить электрические автомобили большей дальностью и большей мощностью отдачи тока. Он предполагал и воображал мир с адекватной инфраструктурой последующего развития новых технологий, что зарядные устройства должны были бы стать в дальнейшем с встроенной функцией для каждого отдельного дома, здания, а также общественного места.
Его видение тогда звучало, как рекламный слоган для электромобилей в наши дни, то есть:
"Электричество - это вещь. У вас не будет ни шумов, ни передач с их многочисленными рычагами в которых запутаешься. Не будет той ужасающей тряски и шума мощного двигателя внутреннего сгорания. Там нет системы водяной циркуляции, которая может сломаться, нет опасного и резко пахнущего бензина, и никакого гула"
По иронии судьбы именно Эдисон стал тем человеком, чье вторжение в зарождающуюся индустрию производства электромобилей стало фатальным. Для разработки дешевого серийного электромобиля он скооперировался с бывшим сотрудником, которого звали Генри Форд. Электрические автомобили были "смехотворно дороги" в то время, их стоимость варьировалась между $1000 тыс. и $3000 тыс. долларов (по отношению к цене в $25 - $ 100 долларов за лошадь и около $600 долларов за автомобиль Ford Model T). Технологии производства таких электромобилей не смогли конкурировать с бензиновыми и дизельными моделями машин из Европы и США. Плюс на этот ценовой фактор наложился другой фактор- технологии бурения по добычи нефти шагнули достаточно далеко, чтобы сделать стоимость бензина копеечной.
Третий, завершающий удар по электромобилям был, нанесет из самих Соединенных Штатов, а именно, в Техасе обнаружили нефть, бензин в Америке стал стоить дешевле электроэнергии. Нефтяная промышленность приступила к созданию одной из самых мощных лоббистских групп в истории развития капитализма.
К своей чести Генри Форд, который был на пути к тому чтобы стать одним из самых богатых людей в мире за счет производства автомобилей с дешевыми бензиновыми двигателями, вложил в проект на пару со своим бывшим боссом для создания электрического автомобиля, эквивалентно тому времени огромную денежную сумму в $31,5 млн. долларов (100 лет спустя компания "Ford Motor Company" объявила о намерении инвестировать как-бы в "новый" проект транспортного средства $135 млн. долларов).
Приверженцы теории заговора утверждают, что проект развалился из-за сговора Форда с воротилами нефтяной промышленности. Биограф господина Генри Форда Форд Ричардсон Брайан изложил обстоятельства такого проекта, где все заключалось лишь в лояльности самого Форда к господину Эдисону, которая, как известно закончилась тем самым, то есть ни чем, проект был закрыт и канул в лету.
Как гласит легенда (или исторически неподтвержденная теория), Форд должен был использовать только те аккумуляторы, которые спроектировал и построил Эдисон, заказав тем самым 100.000 тыс. батарей без надлежащего тестирования на прототипах. Как в итоге выяснилось, аккумуляторы Эдисона не были способны даже сдвинуть автомобиль с места. Инженеры компании "Ford попросили его использовать для машин другие и более лучшие батареи, но известный своей упрямостью Форд от этого отказался. Вместо того чтобы вкладывать деньги в новые аккумуляторные батареи одного из ближайших конкурентов господина Эдисона, он решил попросту сократить свои потери и закрыть проект. Несмотря на неудачи Форда, десятки производителей по-прежнему продолжали создавать все новые электрические транспортные средства, где технология производства постепенно улучшалась и дешевела год от года
В то время как Эдисон потерпел фиаско с созданием адекватных нужных батарей, его видение общегородских электрических сетей быстро становилось реальностью. В период с 1910 по 1920 годы доступ к электроэнергии в США возрос с 3% до 35%. В некоторых домах начали появляться даже зарядные станции, которые были правда очень редки в то время, но все-равно, до Первой мировой их количество из года в год продолжало только увеличиваться, об этом как-раз свидетельствует статья в New York Times написанная в 1911 году:
"Теперь владелец электрического автомобиля может установить свое собственное зарядное устройство в своей конюшне и компании электроснабжения и соединит свои провода между отдельными зарядными станциями".
Сгубили электромобили не технологии - их погубил маркетинг
Нелепо, но по мнению некоторых историков, одна из главных причин падения электромобилей имела мало чего общего с ограничениями по технологиям или даже по стоимости, скорее всего виноват маркетинг по "половому признаку". На самом деле битва между бензиновыми и электрическими производителями автомашин в начале XX века шла не шуточная и по всем фронтам. Здесь можно явственно заметить различия в гендерных аспектах автомобильной культуры. Как пишет Дебора Кларк в своей книге- Женщины за рулем: Вымыслы и автомобильная культура в Америке двадцатого века:
"Электрические самодвижущиеся четырехколесные аппараты начали продаваться почти исключительно как дамский аксессуар, для тех представительниц прекрасной половины человечества, что пожелали иметь "иллюзию свободы", чтобы передвигаться по городу, как им заблагорассудится, и именно для тех дам, которые не могли справиться со сложностями управления автомобиля со всеми его рычагами, педалями и выхлопными газами с грохочущем двигателем".
Даже сегодня в наши дни производители борются с прошлым, стараясь порвать связь времен и ассоциаций. Клеймо «женский аксессуар» преследует гибридные и электрические автомобили по сей день. Основной барьер для моделей Tesla, GM, Ford, Toyota заключается как-раз в том, чтобы доказать, что даже гибридные автомобили и электрокары могут предложить то же самое чувство мужественности, как и бензиновые их коллеги.
Великая депрессия.
Великая депрессия окончательно добила электрическую мечту Эдисона и Форда. После того, как рухнул фондовый рынок, с ним ушло и желание развивать электрические технологии, инфраструктуру, и соответственно вкладывать средства на все это. Исчезло попросту все. К концу Второй мировой войны стало ясно, что нефтяная промышленность в мире стала королем. На 70 лет нефть стала топливом прогресса, войн или предлогом для войн, главным элементом отравляющим атмосферу, убивающим леса и загрязняющим океаны.
Готовьтесь господа, осталось совсем немного времени и мы с вами своими глазами увидим начало новой электрической эры, ведь как известно, новое - это хорошо забытое старое..!