Новый закон о контроле за техосмотром с 1 января 2017 года
Поправки в закон "о техническом осмотре автомобилей".
МВД РФ подготовило поправки в Федеральный закон 170-ФЗ от 1 июля 2011 года "О техническом осмотре транспортных средств", в случае одобрения которого Правительством РФ и Государственной Думой будет изменен порядок аккредитации пунктов и операторов технического осмотра машин, а также ужесточатся меры контроля за деятельность соответствующих организаций в данной сфере услуг.
Смотрите также: Новый штраф ПДД за опасное вождение
Согласно законопроекта МВД ГИБДД РФ главным новшеством в котором станет, передача прав аккредитации пунктов и операторов техосмотра от Российского Союза Автостраховщиков (РСА) непосредственно Федеральным органам исполнительной власти. То есть, если, в настоящий момент такая аккредитация и контроль за деятельностью пунктов и операторов технического осмотра транспортных средств ведется не государственным органом РСА, то в случае вступления Нового закона в силу данную аккредитацию и контроль за деятельностью пунктов и операторов техосмотра будет проводить только государственный орган.
Кроме того, согласно этого же законопроекта, при плановой и неплановой выездной проверке пунктов или операторов техосмотра аккредитационная комиссия должна будет привлечь к этой проверке и самих сотрудников МВД РФ.
Как видите друзья, органы МВД РФ существенно ужесточат контроль за деятельностью многочисленных пунктов техосмотра количество которых за последние несколько лет фактически утроилось. Но, к нашему сожалению, такое большое количество пунктов технического осмотра существует сегодня по факту только лишь на бумаге. То есть, во многих городах России техосмотр транспортного средства является фактически простой лишь формальностью и необходим только для получения полиса ОСАГО.
Посему выходит, что в настоящий момент на дорогах России эксплуатируется огромное количество автомобилей которые практически не проходят ежегодный обязательный техосмотр с обязательным осмотром своего технического состояния.
Из-за отсутствия должного контроля за деятельностью операторов техосмотра и пунктов технического осмотра транспортных средств в России резко увеличилось количество аварий, которые напрямую связаны с плохим техническим состоянием автомобилей.
Ну а самые распространенные неисправности из-за которых автомобиль попал в ДТП, как правило, напрямую связаны с рулевым управлением автомобиля, с тормозной системой, с электроникой и с внешним освещением автомобиля.
Как мы с вами видим друзья, в нашей стране фактически произошла дискредитация самой деятельности в области технического осмотра автомобилей. Многие компании получившие аккредитацию в качестве операторов или пунктов технического осмотра, сегодня просто фальсифицируют соответствующие документы о прохождении транспортными средствами установленного техосмотра. На основании недостоверных сведений о прохождении техосмотра многие автомобили заносятся по-просту в единый реестр пройденного техосмотра. А далее, на основании уже этой базы все страховые компании просто вынуждены по закону выдавать водителям страховые полисы ОСАГО.
Теперь новый закон о передаче полномочий по аккредитации и контролю за пунктами техосмотра (также за операторами техосмотра) не предусматривает участия профессиональных объединений страховщиков в этом контроле, которые были ранее созданы в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". То есть, у Российского союза автостраховщиков полностью забирают полномочия по аккредитации пунктов техосмотра и операторов технического контроля. Также эта РСА теряет возможность проводить и сами проверки организаций ведущих деятельность в области технического осмотра транспортных средств.
С вступлением в силу внесенных в Федеральный закон №170 от 01.07.2011 года поправок все полномочия от РСА, как мы уже выше сказали, перейдут Государственному федеральному органу, который и будет осуществлять аккредитацию и соответственно контроль за всеми пунктами техосмотра.
Согласно Нового закона для аккредитации пункта или оператора техосмотра орган, отвечающий за контроль организаций ведущих деятельность в области техосмотра автомобилей, теперь по-просту обязан совершить эту выездную проверку.
В случае выявления при проведении проверки оператора технического осмотра нарушений таких требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра, федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, принимает в отношении такого оператора технического осмотра соответствующее решение предусмотренное новым законом, в порядке установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ужесточится ли теперь сам техосмотр автомобилей?
Скорее всего да. Но это произойдет мы думаем не сразу, а постепенно. Согласно нового закона разработанного органами МВД РФ, данное ужесточение контроля за деятельностью операторов техосмотра должно конкретно улучшить ситуацию на дорогах страны, и все благодаря уменьшению количества технически неисправных автомобилей, которые в настоящий момент проходят техосмотр только лишь на бумаге.
Но само ужесточение процедуры аккредитации пунктов техосмотра и тех же операторов технического осмотра, а также усложнение самой процедуры переоформления аккредитации по истечению ее срока, в любом случае приведет к тому, что все те организации, которые существовали только лишь формально на бумаге и естественно не проводили ни какого реального технического осмотра автомобилей, будут просто вынуждены прекратить свою деятельность.
Поэтому естественно, что со временем таких операторов и пунктов техосмотра по стране станет гораздо меньше. А исходя из этого в итоге, по планам МВД РФ в течение нескольких лет ситуация с техническим состоянием транспортных средств на дорогах России должна выправиться.
Можно ли будет в будущем пройти техосмотр без показа и предъявления автомобиля?
Скорее всего таковой возможности для большинства автомобилистов в скором времени не будет. Хотя стоит здесь признать, что по-любому случаю в России многие такие операторы и пункты техосмотра фактически все-равно будут предоставлять автомобилистам не законную услугу по проведению техосмотра без осмотра транспортного средства.
Но, тем не менее, с передачей полномочий от Российского союза автостраховщиков по аккредитации операторов техосмотра под государственный контроль, такая передача конкретно приведет к снижению того количества автомобилей на дорогах страны, которые в реальности не проходили положенный техосмотр.
Когда может вступить в силу Новый закон о контроле за пунктами техосмотра?
Согласно разработанного законопроекта МВД РФ "о контроле за операторами техосмотра", в случае принятия данного закона Государственной Думой РФ и подписанием его Президентом РФ новый Федеральный закон вступит в силу 1 января 2017 года.
Наше интернет-издание публикует на своих страницах полный текст этого Нового законопроекта о контроле за деятельностью пунктов и операторов техосмотра:
Проект:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 1 июня 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2708; 2004, № 34, ст. 3533; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 6, ст. 636; № 19, ст. 2066; № 31, ст. 3438; 2008, № 30, ст. 3582, № 52, ст. 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2767; 2010, № 1, ст. 1; № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4193; 2011, № 48, ст. 6730; № 50, ст. 7355; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст. 2323; № 27, ст. 3478; № 30, ст. 4031, 4082; № 31, ст. 4191; № 48, ст. 6159; № 52, ст. 6961, 6986; 2014, № 14, ст. 1561; № 19, ст. 2325, 2327, 2335; № 42, ст. 5615; 2015, № 13, ст. 1811; № 27, ст. 3950; № 45, ст. 6208) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
«Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц».
2) в статье 8
а) подпункт 12 изложить в следующей редакции:
«12).- осуществление государственного надзора за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств и контроля за проведением такого осмотра...»;
б) считать подпункт 12 соответственно подпунктом 13.
3) статью 10 исключить.
4) пункт 8 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«8.- Принимаемые, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, решения об аккредитации должны быть мотивированными, они оформляются приказом и предоставляются заявителю в день их принятия под роспись или отправляются по указанному заявителем почтовому адресу посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, с описью вложения и с уведомлением о вручении. Указанные в настоящей части решения направляются также в форме электронных документов на указанный заявителем адрес электронной почты.».
5) в статье 13
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1.- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, принимает решения об аккредитации и формирует открытый и общедоступный информационный ресурс содержащий сведения из реестра операторов технического осмотра.»
б) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2.- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, ведет реестр операторов технического осмотра. В этом реестре должны быть указаны: ...»
6) наименование главы 4 изложить в следующей редакции: «КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕРАТОРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА».
7) статью 22 изложить в следующей редакции:
«Статья 22. Контроль за деятельностью операторов технического осмотра
1.- Контроль за деятельностью операторов технического осмотра и проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.- Проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с участием представителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
3.- В отношении заявителя, представившего заявление о предоставлении аттестата аккредитации, проводится выездная проверка. Основанием для проведения проверки в отношении заявителя является представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц заявления о предоставлении аттестата аккредитации.
4.- В отношении оператора технического осмотра, представившего заявление о переоформлении аттестата аккредитации, проводится выездная проверка. В этом случае основанием для проведения проверки оператора технического осмотра является представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц заявления о переоформлении аттестата аккредитации.
5.- Предметом выездной проверки заявителя либо оператора технического осмотра являются сведения, содержащиеся в представленных ими заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений требованиям аккредитации и сведениям о заявителе, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
6.- Срок проведения выездной проверки заявителя или оператора технического осмотра составляет 5 (пять) дней.
7.- В случае выявления при проведении проверки оператора технического осмотра нарушений требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, принимает в отношении такого оператора технического осмотра соответствующее решение в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.».
8) статью 23 исключить.
Статья 2.
Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 30, ст. 3114; 2007, № 1, ст. 29; № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 17, ст. 1988; 2011, № 1, ст. 4; № 7, ст. 901) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 24 слова «а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств» исключить.
2) пункт 4 статьи 24, а также подпункт "г" пункта 1 и абзац 8 пункта 2 статьи 25, а также абзац 5 пункта 1 стать 28 исключить.
Статья 2.
1.- Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 (десяти) дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2.- Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу