История: Как можно было купить автомобиль в СССР

Владение автомобилем в Советские годы.

Что вы знаете о Советских транспортных средствах? Что сразу приходит вам на ум? Ну безусловно, кто по старше, он сразу вспомнит наши знаменитые автомобили "Волга", или первые "Лады", ну и т.п. машины, не забыв конечно вспомнить и о правительственных "Чайках" и "ЗИСах" (на самом деле список можно продолжать дальше). Но вот более молодое поколение наверняка свяжет этот вопрос и проведет параллель с ненадежными, некачественными и ужасными автомобилями того периода времени. Но в целом же, каждый из вспоминающих об автомобилях, что были выпущены во времена СССР, в первую очередь будет связывать такие автомобили с их личным владением. Дело здесь в том, что многие из нас забывают о такой вещи, что автомобиль в СССР- это больше чем культ и просто средство передвижение, так как в те годы купить себе любой автомобиль было практически не реально.

 

 

 

Как покупали автомобили в СССР

О процессе приобретения нового автомобиля во времена СССР ходят анекдоты и даже зарубежом. А дело все в том, что в Советские годы, чтобы купить себе машину, надо было отстоять в очереди примерно около 10 лет. Да, да, не смейтесь, это совсем не шутка. Именно так обстояли дела с покупкой автомобиля.

 

В те годы было невозможно прийти в автосалон (как сейчас) и выбрать марку, модель, цвет машины, а потом просто купить понравившийся вам автомобиль.

 

На самом деле процесс покупки машины в СССР был очень сложен.

 

Допустим, вы работали в Советские годы на заводе. В принципе даже не важно, где вы работали, так как в то время все предприятия и компании были в собственности у государства. В том бывшем Коммунистическом строе людям не разрешали даже думать о создании собственного бизнеса.

 

Правда надо отметить, от того, где вы работали в СССР зависели шансы и возможность приобретения автомобиля, отстояв при этом в очереди на него долгие годы. В нашем примере обычный заводской рабочий имел большие шансы получить право купить себе машину, чем тот-же допустим работник торговли или врач, и, даже тот-же самый профессор университета. Примечательно здесь то, что в те советские годы существовали такие профессии, которые вообще не давали ни каких шансов даже в будущем получить (купить) автомобиль.

 

Российские марки автомобилей | Каталог

 

Таким образом можно убедиться в том, что те, кто мечтал об автомобиле и хотел его в будущем получить, карьера на заводе и шансы на приобретение машины были более предпочтительнее, чем у того же мясника в продуктовом магазине. Что же все-таки представляет из себя процесс получения автомобиля в СССР.

 

Во-первых, не надо забывать и о том, что заводскому рабочему, который пожелал получить такое право покупки транспортного средства, сначала необходимо было обратиться к самому руководству предприятия, где он работал (или в профсоюз) и подать письменное заявление о желании приобрести автомобиль.

 

После этого ваше заявление тщательным образом рассматривалось. На самом же деле, после поступления подобного рода заявления начиналась конкретная проверка самого кандидата на приобретение машины. Во-вторых, руководство и профсоюз начинали выяснять биографию заявителя. Так- же, уточнялась информация и о том, а сколько вы в прошлом году на самом деле изготовили продукции. Старались ли вы изо всех сил или работали с прохладцей, т.е. спустя рукава. Принимаете ли вы участие в общественной деятельности самого завода. Состоите ли вы в комсомольской или партийной организации. Проверялась даже ваша школьная биография, т.е., когда вы были еще октябренком и пионером. Также уточнялся и такой факт, знаете ли вы основные ценности коммунизма.

 

Примерно через год после подачи заявления, как правило, вы могли получить ответ о том, одобрено оно (заявление) или нет. Затем, в случае получения положительного решения о праве приобретения автомобиля, ваше заявление передавалось в профсоюз, где и начинались появляться препятствия, т.е. начинали пересекаться потребности самих людей (кандидатов на приобретение машины) с правительственными квотами на количество производимых в стране автомобилей. Дело тут вот в чем. что в Коммунистические годы в нашей стране на все его население не хватало просто товаров. Именно поэтому в нашей стране и ощущался серьезный дефицит всех товаров народного потребления. В том числе это касалось и самих автомобилей, которые производились каждый год в ограниченном количестве.

Таким образом получалось, что получив одобрение на приобретение машины заводской рабочий не мог ни каким образом ее просто получить. Из-за обычной нехватки продукции на любом предприятии страны образовывались очереди, длинную в среднем приблизительно, где-то в 10 лет.

 

Как правило и как практиковалось в СССР, вас ставили в очередь на автомобиль и присваивали номер со знаком минус.

 

Профсоюз в нашей стране ежегодно имел определенное количество автомобильных квот. Эта квота определялась конкретно Правительством. Каждый год руководство центрального профсоюза получало определенную квоту на автомобили и распределяло их между различными государственными организациями (компаниями).

 

Затем его руководство совместно с местным профсоюзом уже решало, какие сотрудники получат автомобили в первую очередь.

 

Пример. Предположим, что вы один единственный на заводе из всего штата в 300 человек, изъявили желание приобрести новый автомобиль. Значит будет логичным, что шанс получить машину конечно будет у вас, если следовать логике. Но на самом деле это совсем не так. Да, это правда, большинство простых обычных заводских рабочих никогда даже и не думали о приобретении транспортного средства, даже если всего один из них подал заявку на покупку машины. Вряд ли этот один из всех смог бы получить такой автомобиль хотя бы в течение 5 лет.

 

Допустим, что ваш завод получил оценочную квоту на 5 автомобилей в год. Это не будет означать, что все государственные компании получат по пять автомобилей в год. Это только предварительная оценка на ближайший год. На самом деле в те советские годы каждая компания получала разное количество квот на новые автомобили, которые тогда зависели от вида отрасли, от размера компании и от региона СССР. Если же говорить прямо, то на самом деле квота в пять автомобилей на год в те далекие времена, это  окажется больше фантастикой, чем реальностью.

 

Смотрите также: Советские редкие автомобили

 

Таким образом получалось всегда так, если вы были в очереди всего один это не означало, что вы получите машину быстрее 5 - 10 лет. В-третьих, право на покупку машины в первую очередь получали определенные люди, которые имели заслуги перед Отечеством (перед страной) и имели высшее образование. Так же не забывали в то время и про ударников труда, чье фото часто висело на доске почета, т.е., как лучшего сотрудника месяца, года или пятилетки. Особенно не забывали о тех, кто состоял в Компартии СССР (Коммунистическая Партия СССР).

 

Так что получить и приобрести обычному заводчанину автомобиль в СССР было очень и очень тяжело. В первые годы, после рассмотрения поданного заявления шансы получить машину равнялись нулю.

 

По статистике, среднее время ожидания права купить автомобиль составляло от 7 до 10 лет (если даже не больше). Некоторые такие счастливчики получали машину раньше. Например, если какой-нибудь слесарь-водопроводчик отказался покупать автомобиль, то в таком случае очередь реально и справедливо доставалась (переходила) другому человеку.

 

Как и следовало из всего этого, количество автовладельцев в нашей стране во времена СССР по сравнению с другими странами было очень мало. Так, согласно официальной статистике, в нашей стране на 1000 человек населения приходилось всего 45 автомобилей.

 

Вы думаете подобное ограничение товаров в стране связано с социалистической идеологией? На самом деле это не так. Дефицит по всем отраслям был связан в первую очередь с нехваткой людских и материальных ресурсов. Плюс сюда и главный бич тогдашнего производства - это неэффективное и неграмотное управление страной и всей экономикой в целом. Помните известную поговорку: -Рыба гниет всегда с головы? Это как раз про бывший СССР.

 

Удивительные самодельные Советские автомобили

 

Но несмотря на полное отставание нашей страны от всех развитых стран мира в автомобилестроении (и не только), мы были все-же сверхдержавой благодаря нашим вооружениям. Например, наша Советская Армия имела 57 тысяч 670 танков. Для сравнения с США можно сразу убедиться, на то время у нее было только 12 тысяч 320 танков. Чувствуете разницу?

 

Какие были еще способы приобрести автомобиль в Советские годы

Конечно во времена СССР существовали и альтернативные способы приобрести автомобиль. Например, если вы были близким другом высокопоставленного партийца или ваш родственник был главой профсоюза, вы легко могли купить автомобиль своей мечты, не ожидая 10 лет очереди.

 

Другая возможность приобрести машину в СССР была в виде дачи взятки. Но для этого вам нужно было знать, кому дать и возьмут ли от вас эти деньги. Правда за это в нашей стране в те годы можно было получить высшую меру наказания - расстрел. Но несмотря на строгость такого наказания подобный способ получения автомобиля получил распространение по всей тогдашней стране. По некоторым данным установленно, чтоза каждый второй автомобиль купленный в СССР обычными людьми, приобретался ими при помощи заплаченой взятки. Для примера. В 1970-е годы автомобиль ВАЗ -2101 (на фото) стоил примерно 5 тысяч 500 рублей. Для того, чтобы не ждать очереди на автомобиль 10 лет, т.е. получить  возможность в течение 1 - 2 лет купить себе машину, нужно было отдать за него как минимум 20 процентов от стоимости автомобиля.

 

А как насчет подержанных автомобилей? По сути правильный вопрос, зачем затрачивать столько сил и времени, чтобы получить право покупки нового автомобиля? Ведь можно было просто купить б/у машину. Но об этом сейчас легко говорить, когда на рынке подержанных автомобилей, есть из чего выбирать. Но в те советские годы вы не смогли бы найти того, кто захотел бы согласиться продать вам свой автомобиль. Поверьте нам, что во времена СССР, все те, кто отстоял долгие годы в очереди на автомобиль после его покупки, могли бы даже задумываться о какой-то его продаже, навряд ли такое могло бы быть. Правда стоит все же отметить, купить б/у автомобиль в СССР все-таки было реально и можно. Но правда обошлась бы вам эта покупка намного дороже, чем стоимость самой новой машины.

 

Смотрите также: Почему премиум автомобили быстро обесцениваются

 

Вот например. Мой родственник купил себе Волгу в 1973 году. По стоимости эта машина была равнозначна БМВ 5-серии или Мерседес Е-класса (которые в СССР купить было нереально). После 12 лет владения этой Волгой родственник на семейном совете принял решение, продать машину. Как вы думаете, сколько ему удалось получить (выручить) денег? Вы мне не поверите, но, после такой длительной эксплуатации машины он ее продал на 30 процентов дороже от своей первоначальной цены!!!!

 

Да, наша страна в экономическом плане была совсем отсталая, если ее сравненивать с Западными странами. Да и еще, государственное управление во времена бывшего СССР оставляло желать лучшего. Но зато, только в нашей единственной стране можно было купить себе машину, пользоваться ей более десяти лет и потом еще продать ее намного дороже от начальной стоимости самой авто. Поверьте нам, такого не было нигде в мире.

 

Что значит владеть автомобилем в СССР

И вот свершилось! Получив одобрение от профсоюза и простояв в очереди за машиной 10 лет, вы получили право на ее приобретение. И далее внеся деньги за машину вы очень счастливый отправились домой. Допустим, это был автомобиль ВАЗ-2101. Как вы думаете, все проблемы после этого закончились? Если бы это происходило сегодня, то безусловно да, но только не во времена СССР. Те, кто владел в Коммунистические годы машиной поймут меня сразу. Ну а те, кто помоложе или совсем еще юноши должны непременно знать, что купив автомобиль вы вряд ли бы смогли оставить его у дома. Ведь его могли поцарапать любые завистливые люди, или того хуже, снять с машины все колеса, которые не возможно было бы достать в то время ни за какие деньги.

 

Именно поэтой причине во времена СССР и начали развиваться гаражные кооперативы, где можно было  ставить (оставлять) свои автомобили их счастливым автовладельцам.

 

Как правило эти гаражи располагались вне жилых районах города. В итоге все усложнялось, прежде чем поехать на автомобиле в магазин и т.д. необходимо было добираться до гаража минимум минут 40, а то и все 50.

Понятно конечно, что некоторым владельцам таких гаражей повезло больше, они проживали в новых районах (новостройках) рядом с гаражными комплексами. Но большинству советских граждан, кто владел  автомобилями, приходилось затрачивать для поездок в гараж не так уж и мало времени.

 

Вы думаете, что получить гараж в то время было не таким сложным делом? Не поверите, это было очень непростой и довольно сложной задачей. Процесс покупки гаража был примерно таким же, как и сам процесс приобретения машины.

Естественно, что гараж в качестве хранения машины был намного удобней, чем та же парковка возле дома. Но поверьте нам на слово, если вы в то время оставили бы свою машину на ночь во дворе, то тогда появлялся бы огромный риск увидеть с утра свою машину просто без колес, она могла бы находиться на четырех столбиках сложенных из кирпича.

 

Так же с легкостью вы могли бы лишиться щеток стеклоочистителя или антенны, ну и других легко удаляемых с кузова аксессуаров. Подобное происходило не из-за разгула какой-то там преступности, а из-за повального дефицита автозапчастей на машину.

 

Ведь представьте себе, чтобы купить запчасти, например, теже колеса или хотя бы лампочки для фар, нужно было вставать в так называемую очередь в автомагазине и ждать эти запчасти несколько месяцев а то и лет.

 

Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков

 

Существовал еще и второй вариант- это известный каждому сегодня, черный рынок украденных запчастей. Но цены там соответственно были в несколько раз дороже, чем стоимость самих новых запчастей. Плюс к этому, в те советские годы существовала суровая статья Уголовного Кодекса, которая предусматривала ответственность за скупку краденого.

 

В конечном итоге получалось так, что из-за всего происходящего на авторынке в СССР люди стали просто захламлять свои гаражи различными предметами, автоакссесуарами и соответственно самими запчастями. Причем там сохранялись даже и не нужные никому вещи. Люди стали складировать в гаражах старые тормозные барабаны, старые аккумуляторы, старую резину, различные лампочки, генераторы и т.п. вещи. Они безусловно надеялись, что все это когда-то станет полезным.

 

Вот почему у наших бабушек и дедушек мы можем сегодня увидеть и обнаружить множество старых никому ненужных вещей. Эта старая привычка родом из СССР. И это не болезнь, нет, поверьте. Люди из той эпохи просто научились выживать при тотальном дефиците всего и всякого.

 

Эксплуатация автомобилей в СССР

Те люди, которые не имели гаража, но стали счастливыми обладателями автомобиля, старались защитить его около дома, накрывая брезентовыми чехлами и т.п. защитными средствами. Во-первых, такие чехлы защищали машину от яркого солнца, которое быстро повреждало дешевую краску кузова нового автомобиля. Во-вторых, они защищали автомобиль и от кислотных дождей, которые  обычно выпадали и происходили из-за выбросов в атмосферу вредных веществ, тысячью химическими предприятиями и заводами по всей стране. Вот таким нехитрым способом можно было избежать повреждения стекол машины и от мяча, в который любили играть дети прямо во дворе.

 

Вы думаете или считаете, что многие владельцы автомобилей в СССР пользовались таким способом защиты каждый день? Конечно нет. На самом деле большинство автовладельцев транспортных средств использовали такой способ защиты только в выходные дни, как для поездки на дачу, в деревню и для других особых случаев. И ни о какой поездке в магазин речи не идет, и к тому же речь идет только о летнем периоде. Как только наступал зимний период большинство автовладельцев сразу же забывало о своей машине до весны.

 

Дело здесь вот в чем. В те годы в нашей стране (особенно в Москве и Ленинграде) дороги обычно посыпались солью, которая быстро разрушала и разъедала кузов автомобиля. Именно поэтоой причине 90 процентов всех автовладельцев "Запорожцев", "Москвичей", "Жигулей" и дорогих "Волг" старались не эксплуатировать автомобили в зимнее время года.

 

Таким образом для Советского времени такая паранойя о сохранении и благополучии машины была нормальным и обыденным явлением для большинства владельцев автомобилей. А что бы сделали вы на своем месте, когда оказались бы в таких условиях, когда для покупки автомобиля надо было бы не только накопить приличную на то время сумму, но и отстоять в очереди примерно 10 лет, а потом еще и столкнуться с проблемой хранения машины и с ее обслуживанием? Не знаете?

 

Конечно, что при таких условиях в стране вы любыми способами постарались бы сохранить автомобиль на долгие годы, чтобы им могли пользоваться дальше и ваши внуки.

Именно поэтому я и многие со мной считаю, что в старых Советских автомобилях был и есть какой-то особенный дух. Вы не найдете на нашей планете больше нигде таких других постаревших автомобилей. Поверьте нам на слово, наша классическая старая "копейка" (ВАЗ-2101) 1975 года выпуска намного ценней сегодня любой другой старой иномарки. Ведь старые Отечественные автомобили являются частью Истории нашей страны и поэтому, если в вашем гараже до сих пор стоит и пылится старая дедовская "Волга" или "Жигуленок", то постарайтесь сохранить ее, как можно дольше. Ведь ваш дед или прадед вложили в нее не только свои деньги, но и свой труд, терпение, душу и многое другое.

 

Да, естественно, наши автомобили по своему качеству, дизайну и по надежности отставали от всего мира. Но это были всетаки наши, Советские легендарные автомобили, которые в буквальном смысле слова с нуля и создали в советской стране отечественный авторынок.

Оцените новость:
26.07.16 (10:30)
27 105
Источник — © 1gai.ru
Автор — 1gai
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник