» » Как Фиат превратился в Жигули
Статьи
13.03.18 (14:14)
6522
Источник © 1gai.ru, Автор 1gai

Как Фиат превратился в Жигули

История автомобилей АвтоВАЗа: От Фиата до Лады.

Как Фиат превратился в Жигули

Большинство из вас знает о сделке нашего государства в Советские годы с компанией Фиат, которая, в принципе, подарила нам первые «Жигули», вышедшие с автозавода в Тольятти под брендом Лада. Но знаете ли вы, почему руководство автозавода выбрало архитектуру автомобилей Фиат для своих первых «Копеек»? Что привело к этому выбору? Вот подробный рассказ.

 

Верите вы или нет, но факт остается фактом: изначально Центральный научно-исследовательский автомобильно-автомобильный институт нашей страны (НАМИ) предлагал наладить выпуск первых автомобилей Лада, взяв за основу переднеприводные автомобили Renault 16. Правда, больше всего НАМИ устраивала переднеприводная платформа. В остальном же инженерам НАМИ база Renault 16 не нравилась. В результате АвтоВАЗ не выбрал французский автомобиль в качестве основы для первых моделей Лады и руководство нашей страны остановилось на двух вариантах: Фиат 124 и Фиат 125.

 

Так, главный инженер НАМИ считал, что Фиат 125 больше подходит в качестве базы для первых моделей Лады. Дело в том, что 125 модель Фиата – более высокого класса и в свое время хорошо продавалась на территории Европы. Таким образом, главный инженер полагал, что выпуск отечественных автомобилей на базе Фиата 125 будет способствовать хорошим продажам первых моделей Лада на Западе. 

 

Как Фиат превратился в Жигули

Различия между Fiat 124 (вверху) и Fiat 125 (внизу).  Колесная база Fiat 125 – 2505 мм, колесная база Fiat 124 – 2420 мм. Кроме того, на задней подвеске Fiat 125 установлены рессоры, в Fiat 124 – пружины.

Как Фиат превратился в Жигули

 

К сожалению, Фиат 125 был основан на старых моделях Фиат 1300 и 1500, которые выпускались с 1961 года, в отличие от более современного Фиата 124. Например, модели Фиат 1300 и 1500 оснащались задней рессорной подвеской, тогда как подвеска Фиата 124 была уже более современной (сзади уже нет никаких рессор).

 

В итоге НАМИ рекомендовал нашему правительству взять за основу будущих моделей Лада именно базу Фиата 124. 

 

Главной проблемой при сделке нашего государства с компанией Фиат был двигатель. Нам не нужен был устаревший мотор OHV 124. В Фиат, понимая это, пошли навстречу, предложив разработать для нас новые моторы и отправить нам оборудование для производства после их разработки. Фиат даже предоставил АвтоВАЗу документацию на 1,5-литровые моторы, которые планировалось устанавливать на модели ВАЗ-2103.

 

Но чтобы принять окончание решение о том, какие моторы будут устанавливаться на первые автомобили Лада, НАМИ провел испытание двигателей других марок. Так, в ходе испытаний были протестированы следующие автомобили: Москвич 408, Ford Taunus 12M, Morris 1100, Peugeot 204, Renault R16, Skoda MB1000 и ЗАЗ (Запорожец). В результате сравнительных тестов выиграл двигатель в автомобиле Renault R16. 

 

Тем не менее наша страна решила все-таки заключить договор с итальянской компанией. По всей видимости, большую роль в конечном выборе сыграл тот факт, что в те годы в Италии у власти стояло коммунистическое правительство, которое имело дружественные отношения с нашей страной.

 

Так, в те годы министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов сказал: «Итальянцы ближе к нам, чем французы».  

 

Тесты Фиата в России

Для того чтобы создать отечественную версию Фиата 124, итальянские автомобили были в июле 1966 года привезены в Россию для длительных тестов с целью адаптации будущих моделей под суровые отечественные дорожные условия. Испытания проходили на специальном полигоне под Москвой на огромной территории, где были жесткие дорожные условия. В итоге первые автомобили провалили испытания на дорогах Дмитровского полигона после пробега в 5000 км.

 

Так, во время испытаний стало ясно, что дорожный просвет Фиата 124 недостаточен для эксплуатации на проселочных дорогах. В том числе в ходе тестов были выявлены проблемы с тормозной системой, а также дефекты кузова. Кроме того, у российских инженеров были претензии и к конструкции подвески, которая также показала себя не с лучшей стороны. Итальянская делегация была в полном шоке и впала в панику. В срочном порядке итальянцам пришлось адаптировать автомобили под российские реалии. 

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

Модифицированные Fiat проходили испытания на полигоне НАМИ с 17 ноября по 10 декабря 1966 года, проехав 12 000 км (8 000 км – по дорогам, выложенным из небольших булыжников, 2 000 км – по большим булыжникам и еще 2 000 км – по грунтовым дорогам)

 

В итоге к концу 1966 года итальянцы подготовили модифицированные автомобили Фиат 124 с учетом всей критики.

 

Модифицированные автомобили прибыли в СССР в ноябре 1966 года. Они имели существенно усиленное шасси. После 12 000 км тестов в некоторых автомобилях по-прежнему были выявлены проблемы с подвеской. Но тем не менее по сравнению с прошлыми образцами в подвеске имелось уже меньше трещин (всего 5 трещин против 17, обнаруженных в автомобилях, тестируемых летом 1966 года).

 

Кстати, некоторые из трещин имели длину более 150 мм. В связи с этим наши инженеры решили внести в конструкцию подвески свои коррективы, согласовав их с компанией Фиат.

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

Вот фотография переднего правого нижнего поперечного рычага с характерным дефектом (выявлено на 13 000 км пробега новой машины)

 

Но, несмотря на это, результаты испытаний показали, что автомобили все равно не готовы для эксплуатации в российских реалиях. Так, резиновые втулки передней подвески постоянно выходили из строя. Еще одну серьезную проблему представляли задние тормоза Фиата 124, которые были дисковыми. Задние тормозные колодки имели очень низкий ресурс. А когда песок и соль с дорог попадали на заднюю тормозную систему, начинались проблемы с тормозами. Итальянцы очень гордились дисковыми задними тормозами на Фиат 124 и упорно отказывались поменять их на барабанные. Но в итоге им пришлось сдаться.

 

Двигатель и коробка передач

Двигатели, которые появились на первых моделях Лады, созданные на базе автомобилей Фиат 124, не являлись как таковыми моторами Фиат. Дело в том, что наши инженеры считали двигатель OHV 124-серии Фиат слишком старым и без возможности улучшения в будущем. Поэтому, согласовав все с компаний Фиат, наши инженеры разработали свою версию моторов для первых «Жигулей». Так, конструкторы увеличили расстояние между цилиндрами двигателя до 95 мм. Также, сохранив рабочий объем мотора OHV Fiat-124 (1198 куб. см), российские специалисты увеличили диаметр цилиндра с 73 до 76 мм, но уменьшили ход поршня с 71,3 мм до 66 мм. Таким образом, мотор стал более преемистым за счет короткого хода поршней.

 

В том числе мотор получил новую головку блока. 

 

Итальянцам понравились все изменения, которые внесли наши инженеры во время доработки силового агрегата для первых моделей Лада. Кроме того, была изменена конструкция и механической коробки передач. Так, коробка получила большие муфты и усиленные синхронизаторы и валы от Fiat 124 Sport. В том числе подвергся модернизации и карданный вал.

 

К сожалению, получившийся 1,2-литровый двигатель имел много нереализованного потенциала. Например, простой тюнинг базовой версии ВАЗ-2101 с 1,2-литровым мотором увеличивал мощность до 100 л. с. Все дело в том, что первые серийные автомобили Лада имели навесное оборудование низкого качества. В первую очередь речь идет о плохих карбюраторах, которые не давали моторам ту мощность, которую те могли выдать.

 

Модернизация

В 1967 году был выпущен второй автомобиль в кузове «универсал». Кстати, эта машина не была версией в кузове «универсал» ВАЗ-2101, которая получила имя ВАЗ-2102. На самом деле универсал представлял собой модификацию ВАЗ-2103. Этот универсал был похож на ВАЗ-2103 – четыре передних фары, такие же дверные ручки и бампера. Автомобиль получил кодовое обозначение 124S.

 

Но в те годы переговоры нашей страны с руководством Фиат еще не закончились. Так, наши инженеры попросили итальянцев внести изменения для первой модели, которая должна была выпускаться под обозначением ВАЗ-2101. Также были оговорены изменения и во вторую модель. Благодаря этому ВАЗ-2102 приобрел совершенно иной внешний вид.

 

В том числе было принято решение изменить двигатели для первых моделей. Так, был увеличен объем 1,2-литрового мотора до 1293 куб. см., в результате чего этот мотор стал позиционироваться как 1,3-литровый силовой агрегат.

 

Мотор объемом 1451 куб. см увеличили до 1568 куб. см. Эти моторы стали основной для моделей ВАЗ-21011 и 2106.

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

Fiat предложил модификацию в кузове универсал на базе ВАЗ-2103. Но наше руководство эта версия не заинтересовала. В итоге было принято решение выпускать ВАЗ-2102 с внешностью ВАЗ-2101.

 

Производство ВАЗ-2103 началось в четвертом квартале 1972 года. Интересно, что модели ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 прошли дорожные испытания уже после начала производства. 

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

В 1974 году ВАЗ-2101 получил рестайлинг, который начал выпускаться под обозначением ВАЗ-21011

 

Кстати, вот две фотографии, на которых вы можете увидеть два отклоненных предложения рестайлинга ВАЗ-2101:

 

Как Фиат превратился в Жигули

Как Фиат превратился в Жигули

 

А вот фотография ВАЗ-2106:

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

Изначально ВАЗ-2106 разрабатывался как рестайлинг для ВАЗ-2103, который должен был выйти под обозначением ВАЗ-21031 (завод следовал той же логике, что и с рестайлингом ВАЗ-2101, который получил название ВАЗ-21011). Но в итоге АвтоВАЗ решил переименовать серийную версию новой модели в ВАЗ-2106. Эта модель пошла в производство 21 февраля 1976 года.

 

В 1977 году были созданы первые 5 примеров новой модели ВАЗ-2105. Эта модель должна была заменить первые поколения «Жигулей». Так требовало правительство. Но инженерам, к сожалению, не удалось создать совершенно иной автомобиль, уйдя от устаревшей уже в те годы платформы Фиата 124.

 

Ведь для изменения автомобиля требовалась серьезная технологическая модернизация производства. Например, только для изменения линии крыши на заводе необходимо было поменять старое оборудование на дорогостоящее высокоспециализированное. Автозавод тогда не мог рассчитывать на большие финансовые вливания. Плановая экономика загнала АвтоВАЗ в жесткие рамки, и конструкторам пришлось «лепить» из того что было.

 

В результате был создан ВАЗ-2105, не сильно отличающийся линиями кузова от первых моделей «Жигулей». 

 

Примечательно, что изначально конструкторы предлагали оснастить ВАЗ-2105 четырьмя передними фарами. Но затем эта идея была отвергнута. 

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

Кстати, вот еще проект автомобиля с четырьмя фарами. Его разработал В. Пашко в 1975 году. Машина получила обозначение ВАЗ-2101-80. Код 80 в названии указывал на 1980 год, когда модель планировалась к серийному запуску.

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

А вот окончательная версия серийного ВАЗ-2105, представленная в 1980 году. Конструктор – В. Степанов, главный инженер – В. Квасдов.

 

Эта машина оснащалась квадратными передними фарами, новыми бамперами, галогенными лампами, внутренним зеркалом заднего вида, обогреваемым задним стеклом, ременным приводом и набивкой из полиуретана.

 

Как Фиат превратился в Жигули

 

«Секретные» модификации

Было несколько интересных модификаций с роторным двигателем на основе ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. 
Эти машины в название имели цифру «9» в конце:

 
ВАЗ-21019, ВАЗ-21059:

 
21018 – одиночный ротор Wankel ВАЗ-311, 70 л. с.
21019 – двойной ротор Wankel ВАЗ-411, 120 л. с.
21059 - двойной ротор Wankel ВАЗ-4132, 140 л. с.
21079 – двойной ротор Wankel ВАЗ-413X, 140 л. с.

Оцените новость:
Поделиться
Садитесь ли вы за руль в состоянии алкогольного опьянения?
 
Популярное

Подписаться на новости