Дисковое сцепление мотоцикла: Принцип работы, устройство

Анатомия сцепления мотоцикла,- как это работает

Автомобильное дисковое сцепление и сцепление мотоцикла работают по одному и тому же принципу, то есть по принципу использования механизма силы трения скольжения предназначенной для передачи крутящего момента на ведущие колеса. Но если подойти к вопросу с точки зрения реализации и применения такого механизма действия на практике, то можно сказать, что мотоциклетные системы в каой-то степени все-же отличаются от своих автомобильных аналогов, как минимум своими размерами и меньшим весом, а еще рядом других определенных параметров.

 

Смотрите также: Винтажный обзор- Harley-Davidson UL Bobber 1947 года

Как работает сцепление мотоцикла

Используем ли мы ногу или руку для того чтобы привести его в действие, это безразницы, все мы прекрасно знаем о том, что при включении сцепления двигатель нашего мотоцикла получает возможность передавать свою мощность на трансмиссию и в конечном счете отправлять ее на заднее колесо.

 

Возможно для многих граждан и даже для тех кто считает себя байкером и владеет мотоциклом, все то что происходит внутри продолговатой металлической коробочки установленной сбоку от мотора по ходу движения мотоцикла, по-прежнему остается загадкой. Сегодня на одну тайну у наших читателей будет меньше, мы вместе изучим основы работы данного механизма и посмотрим, из каких основных деталей он состоит, и сделаем мы это на примере мотоцикла марки Harley-Davidson VL 1933 года выпуска. Почему мы взяли именно эту модель мотоцикла, а не какой-нибудь Урал М-72? А все просто. Мы считаем во-первых, что Харлей действительно очень красив, ну и во-вторых, сам принцип сцепления у всех мотоциклов (практически у всех) за последние лет сто не изменился

Harley-Davison VL 1930-х годов.

 

Впрочем признаемся, отличие в управлении сцеплением здесь все же есть, и вот в чем: американская машина 30-х годов использует у себя механизм сцепления, который управляется ногой, а не сегодняшний современный аналог перенесенный на руль, а так в остальном, его принципы не изменились и не поменялись.

 

Из чего же состоит сцепление мотоцикла?

 

Диски сцепления

Сердцем этого механизма сцепления является определенный набор чередующихся между собой дисков-пластин. Число этих дисков варьируется, но на саму суть дела количество фрикционов из волокон и стали не влияет. Диски с фрикционной поверхностью закрепленной по обеим сторонам металлической плиты, в прошлом когда-то были асбестовыми, но в наше время их делают из органических смол.

 

Цель этих дисков, как несложно догадаться, одна – создание трения о стальные пластины, которые поочередно установлены между первыми основными пластинами.

 

На фотографии ниже, представлены диски сцепления мотоцикла в разобранном виде. Пластины с закрепленным фрикционным слоем «отмечены» наличием «ключа» с наружной стороны (специальные металлические выступы), а стальные пластины имеют «ключ» внутри

 

После того как пластины будут скреплены вместе, далее их помещают между ведомым и нажимным дисками.

 

Смотрите также: Распределительный вал: Повреждение, признаки, затраты.

 

На модели мотоцикла VL нажимной (ведущий) диск имеет форму цилиндра, он прикреплен к стальным пластинам. Следует также отметить три имеющихся там штифта, которые удерживают ведущий и ведомый диски вместе в тот момент, когда дисковое сцепление собрано воедино

 

В собранном состоянии фрикционные и стальные пластины уложены на ведущий диск в чередующемся порядке, начиная с диска с фрикционным покрытием. Стальные пластины сцепления зафиксированы на нажимном диске посредством тех самых «ключей» размещенных с внутренней стороны, что позволяет им вращаться совместно как единый монолитный блок.

 

Также обратите ваше внимание на тот момент, что шпоночные пазы на ведущем диске выполнены в форме шлицов, которые позволяют стальным дискам двигаться вверх и вниз, в то время как фрикционные диски «плавают» между первыми дисками

Пакет дисков сцепления

После того как ведомый диск установлен на пакет пластин, он скрепляется подпружиненными болтами. Болты проходят через диски сцепления прикручиваясь таким образом тремя специальными гайками с обратной стороны.

 

Такая конструкция выравнивает сами элементы сцепления, а заодно позволяет фрикционным элементам двигаться между ведомым и нажимным дисками.

 

Пружины сцепления обеспечивают прижатие и инициируемое им трение между дисками с фрикционным покрытием и стальными пластинами, передавая крутящий момент от двигателя дальше на трансмиссию.

 

Когда сцепление включено (педаль или ручка сцепления отпущены), то создаваемого пружинами давления вполне достаточно для удержания дисков без смещения. Важно также отметить и тот момент, что диски, на которые нанесен асбест, ни к чему не прикреплены, поэтому без нужного трения создаваемого выжимными пружинами диски могли бы прокручиваться относительно стальных пластин-дисков, что приводило бы к пробуксовке и к «подгоранию» сцепления.

 

Отсюда вытекает следующий логичный вывод которому по незнанию или пренебрежению не придают особого значение некоторые неопытные кастомайзеры: Если вы увеличиваете мощность/крутящий момент двигателя, то вам необходимо использовать более мощные пружины, которые не позволят дискам проскальзывать относительно друг друга.

 

Также, по мере износа дисков с фрикционным покрытием направляющие болты нажимных пружин сцепления можно подтянуть, чтобы восстановить прижимную силу до требуемых значений. Сам блок в сборе называется пакетом дисков сцепления

Корзина сцепления мотоцикла

Последний важный компонент сцепления, точно так же, как и в автомобиле, это корзина сцепления, которая, как следует из названия, соединяет компоненты пакета дисков сцепления.

 

На внутренней стороне корзины сцепления сделаны пазы, которые совпадают с «ключами» на внешних сторонах дисков с фрикционным составом. При помощи них пластины фиксируются в корзине, но при этом они позволяют дискам двигаться вверх и вниз, точно так же, как  шлицы на ведущем диске позволяют перемещаться стальным дискам

 

На внешней стороне корзины сцепления расположены зубья шестерни, которая обычно соединена с двигателем стальной цепью или ремнем (это не та цепь, что идет на колеса, а более короткий ее аналог). В данном конкретном примере на корзине сцепления имеются две шестерни, так как для подключения к двигателю используется двухрядная цепь

Принцип работы мотоциклетного сцепления

Итак, теперь у нас есть сцепление в сборе, где стальные пластины зацеплены на ведущем диске, а фрикционные пластины прикреплены к корзине сцепления, и все это вращается через цепь одним из концов прикрепленную к двигателю.

 

Смотрите также: Сколько стоят запчасти на дорогие суперкары.

 

Все это как-бы дело монтируется на роликовых подшипниках, которые установлены на первичном валу коробки передач. Первичный вал имеет шпоночный паз, который фиксирует на нем диск. Это положение сцепления типично, когда рукоятка или педаль сцепления отпущены и сцепление включено. Когда вся система зафиксирована вместе, то двигатель поворачивает корзину сцепления, которая одновременно поворачивает пакет дисков сцепления внутри него, проворачивая тем самым главный вал на трансмиссии.

 

Для отключения сцепления диски должны быть отделены друг от друга. Ввиду того, что диски с фрикционным покрытием закреплены на корзине сцепления а стальные диски смонтированы с ведущим диском, то если они разжаты, то корзина сцепления будет по-прежнему продолжать свое вращение, в то время как стальные пластины, нажимной и ведомый диски окажутся неподвижными.

 

Как только ведомый диск перестанет вращаться, главный вал также сразу остановит движение и поток мощности от двигателя к трансмиссии прекратится.

 

Для реализации всего этого на модели VL установлен стержень, который проходит через главный вал известный как главная тяга сцепления. На стороне сцепления коробки передач он прикреплен к трехлапчатой приводной пластине, лапки которой проходят через прорези в приводном диске и тем самым прижимаются к выжимному диску

 

Сзади, на стороне кикстартера, сама тяга сцепления установлена на выжимном подшипнике сцепления, который установлен напротив вилки выжимного подшипника, к верхней части которой прикреплен рычаг выключения сцепления

 

Рукоятка отпуска муфты фактически делает работу по отключению сцепления. Когда рычаг движется назад к заднему колесу, то он поворачивает вилку выключения сцепления, которая тянет тяговый стержень сцепления через главный вал. Это в свою очередь прижимает приводную пластину к нажимному диску, отодвигая тем самым его от ведомого диска и снижая давление пружин на внутренних пластинах сцепления. Когда давление пружин ослабевает, то пропадает и сама сила трения.

 

Смотрите также: Замена мотоциклетной цепи по-этапно шаг за шагом.

 

На следующем фото вы можете увидеть, как при перемещении рычага выключения сцепления назад тяговый стержень сцепления выходит наружу.  Расстояние, на которое он отодвигается, небольшое, но достаточное, чтобы разъединить диски.

 

Вот так вся эта система работает.

Удивительно, насколько сложной может быть система сцепления. Даже на такой старой модели как Harley-Davidson VL, что была спроектирована более 80 лет назад, было проделано множество инженерных работ без которых данная деталь просто не смогла бы работать надлежащим образом.

 

Смотрите также: Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков.

 

Если у вас когда-либо возникали проблемы со сцеплением на вашем мотоцикле, тогда этот небольшой экскурс должен дать вам некоторое представление о том, насколько сложным может быть успешное диагностирование данной проблемы, особенно на машинах с большим пробегом. В следующий раз, когда вы потянете рычаг сцепления (не дай бог конечно), просто уделите минутку, чтобы рассмотреть все операции необходимые для отключения двигателя от передачи и чтобы вы смогли далее переключать передачи. Вы будете удивлены друзья слаженной работой всей этой машинерии.

 

Для всех тех, кто до этого ничего не знал о работе системы сцепления на мотоцикле, мы надеемся, что наш сегодняшний рассказ был вполне увлекательным. Всем удачи!

Оцените новость:
18.05.18 (23:49)
15 745
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник