» » Вот как 40 лет назад была изобретена антиблокировочная система тормозов
Статьи
27.08.18 (19:01)
950
Источник © 1gai.ru, Автор Eric

Вот как 40 лет назад была изобретена антиблокировочная система тормозов

Серийной антиблокировочной системе ABS исполнилось 40 лет

Вот как 40 лет назад была изобретена антиблокировочная система тормозов

Знаете ли вы, что первым антиблокировочные системы тормозов (ABS) начал ставить Мерседес-Бенц? 40 лет назад, в 1978 году, за ворота немецкого завода впервые выехал автомобиль, снабженный технологией, без которой мы не можем представить себе ни одну современную легковую машину. Так началась большая революция в борьбе за безопасность транспортных средств. Вот как это произошло.

 

Введение в 1978 году антиблокировочных тормозных систем навсегда изменило смысл безопасного передвижения на автомобиле. Это была не только первая глобальная инновация, которая могла помочь вам избежать аварии, но именно эта неказистая на первый взгляд технология открыла двери для современных систем производительности и безопасности автомобилей, которыми мы наслаждаемся сегодня. Самое удивительное, что сама по себе идея технологии ABS не была новой, когда Bosch и Daimler наконец установили ее в серийный автомобиль в конце 70-х годов. Чтобы узнать, откуда растут «ноги» технологии, давайте копнем немного глубже.

Вот как 40 лет назад была изобретена антиблокировочная система тормозов

 

Первый этап развития ABS (начало)

Перед Второй мировой войной французские и немецкие инженеры (в том числе Роберт Бош) экспериментировали с многочисленными противоскользящими системами для железнодорожной и авиационной промышленности. Это были первые попытки, не успевшие принести практические плоды, но они помогли составить «дорожную карту» действий, наметили общие тренды развития и основы будущей технологии.

 

На дворе был 1936 год. Эксперименты проводились в основном на самолетах с двойной стойкой шасси спереди, которые страдали одним конструктивным недостатком, который мог привести к поломке пропеллера и/или мотора: при блокировании колес на грунтовой ВПП (взлетно-посадочной полосе) самолет мог перевернуться.

 

Второй этап развития ABS

В послевоенные годы (в 50-х годах) пионер массового внедрения дисковых тормозов – компания Dunlop, основываясь на ранних фундаментальных исследованиях, изобрела собственную систему для улучшения эффективности торможения. Улучшение торможения составило 30%.

 

Идею подхватили другие британские компании. Так появились первые прототипы тормозной системы Maxaret Anti-Lock System. Кстати, изначально технология также предназначалась для авиации, но достаточно быстро ее адаптировали для автомобилей. В 1952 году систему установили на автомобиль Morris 6, а ближе к началу 60, в 1958 году, предтеча АБС появилась на автомобилях Jaguar, оборудованных дисковыми тормозами при участии компании Dunlop. Усилие изменялось исключительно на передних колесах, а сама система сочетала в себе элементы механическо-гидравлической основы.

 

Самое удивительное, что технология была достаточно компактной, не зря следующим транспортным средством после самолетов и автомобилей, куда поставили «антиблокировщик» тормозов, были мотоциклы. Это были, конечно же, прототипы, но приятно осознавать, что инженеры никогда не забывали про безопасность на мотоциклах, несмотря на позднее появление ABS на двухколесном транспорте.

 

В 60-х годах Ferguson Research использовали ее на первом в мире полноприводном автомобиле Formula One, модели Ferguson P99.

 

Вот как 40 лет назад была изобретена антиблокировочная система тормозов

 

Третий этап разработки (англичане не смогли прыгнуть выше головы)

Когда для Concorde была разработана ультрасовременная антиблокировочная система с электронным управлением, казалось, что британцы достигли вершины технологии. Правда, было одно небольшое, но весомое «но». В то время как стоимость не была проблемой при разработке самого дорогого в мире самолета, задача сделать ABS дешевым и достаточно надежным для массового автомобильного сектора производства не была выполнена англичанами.

 

Четвертый этап развития (параллельный, немецкий подход)

Параллельно исследования начались (также в начале 50-х, еще в 1953 году) в компании Daimler. Все началось с того момента, когда Ханс Шеренберг, тогдашний руководитель отдела дизайна Mercedes-Benz, подал заявку на патент на систему, предотвращающую блокировку колес автомобиля при резком торможении. Проблема заключалась в том, что по сравнению с авиацией и железными дорогами автомобилю требовалось больше датчиков и более быстрая обработка сигналов. Требовались компоненты, необходимые для регистрации замедления и ускорения вращения колес без ошибок, в том числе при поворотах, на неровных поверхностях и в грязевых условиях.

 

Смотрите также: Как остановить автомобиль на снегу с системой ABS

 

Через десять лет первая часть исследований была завершена, и в 1963 году Daimler-Benz начал работу над своей первой электрогидравлической системой управления тормозами. В 1966 году компания начала сотрудничество с «Heidelberg electronics specialist Teldix», которая позже перешла под общий бренд Bosch. Премьера предсерийной версии состоялась в 1970 году, когда Ханс Шеренберг представил аналогово-электронную антиблокировочную систему «Mercedes-Benz/Teldix» для СМИ тех лет, выпустив на испытательный трек в Унтертюркхайме свой концепт.

 

Но на этом исследования не были закончены. Для массового производства и предсказуемой работы требовался цифровой регулятор (в определенном роде, простейшая вычислительная машина). По словам инженера Юргена Пауля, руководителя проекта «ABS» в Mercedes-Benz, решение использовать цифровую микроэлектронику для системы второго поколения стало настоящим прорывом в развитии автомобильного ABS.

 

Внезапно неудобства, такие как неконтролируемые вращения и недостаточная реакция автомобилей на поворот руля во время торможения, стали меньше волновать покупателей Mercedes-Benz S-Class. В то время Mercedes использовал лозунг «Спроектированный, как никакой другой автомобиль в мире», и в этом случае с первой системой ABS на серийном автомобиле это действительно был не просто красивый слоган.

 

 

Когда Mercedes-Benz и Bosch представили готовые к производству технологии на испытательном треке Daimler в августе 1978 года, в их брошюре говорилось следующее:

 

«Антиблокировочная тормозная система использует компьютер для контроля изменения скорости вращения каждого колеса во время торможения. Если скорость замедляется слишком быстро (например, при торможении на скользкой поверхности) и колесо имеет риск блокировки, компьютер автоматически снижает тормозное давление. Колесо снова разгоняется, и тормозное давление снова увеличивается, тем самым тормозя колесо. Этот процесс повторяется несколько раз в считанные секунды».

 

Ничего не напоминает вам подобное описание? Возможно, в тот момент немецкие маркетологи и не могли предсказать, что четыре десятилетия спустя каждый новый автомобиль, проданный в мире, от Vesta до McLaren Senna, будет обязан огромным куском своих возможностей в безопасности и предотвращении аварий современной генерации той первой антиблокировочной тормозной системе…

 

Вот как 40 лет назад была изобретена антиблокировочная система тормозов

 

Возможно, вы не задумывались об этом, но ABS предоставляет нам не только безопасное применение тормозной системы, без нее невозможно было бы создать технологию векторизации крутящего момента. Система также позволяет производителям настроить ряд режимов движения автомобиля, которые обеспечивают различные степени сцепления шин, начиная от почти минимального воздействия системы ABS на сухом асфальте до максимальной помощи на дороге во время торможения.

 

Работая в паре с аэродинамическими обвесами и чудовищно мощными углеродными тормозами, ABS может создавать максимально короткие тормозные пути на современных автомобилях, легко работать на больших, тяжелых и мощных машинах. Датчики и процессоры, обрабатывающие данные, поступающие с ABS, также делают возможным отслеживать и контролировать тягу и стабилизировать любое транспортное средство почти в любых погодных условиях и ситуациях.

 

Смотрите также: Mercedes-Maybach S 600 Guard: тест-драйв

 

Конечно, умные дифференциалы, хорошие, качественные шины и рабочий аэрообвес также играют огромную роль, но большая часть данных, отправленных в цифровой «мозг» этими датчиками, проходит в первую очередь через контроллер ABS миллионы раз в секунду. Будь то в машине, самолете или старом экспериментальном автобусе, который когда-то давно оказался на полигоне Mercedes-Benz, чтобы система стала еще лучше:

 

Оцените новость:
Поделиться
Садитесь ли вы за руль в состоянии алкогольного опьянения?
 
Популярное

Подписаться на новости