» » Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор
Внедорожники и кроссоверы / Статьи
7.04.17 (13:46)
1940
Источник © 1gai.ru, Автор Eric

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Внедорожник ВАЗ 2121, старый конь борозды не испортит

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Памяти конструкторов ВАЗ-2121 «Нива»,

Соловьеву Владимиру Сергеевичу и Прусову Петру Михайловичу посвящается

 

Лада Нива (официально ВАЗ-2121, современное название Lada 4x4)- автомобиль легенда. Один из немногих внедорожников Советского союза получивший признание в мире не меньшее чем военный УАЗ 469 известный в простонародье под псевдонимом «козлик». 5 апреля 2017 года, то есть несколько дней назад «Нива» отпраздновала большой юбилей, круглую дату в 40 лет. 40 лет производится практически без изменений полноприводная Лада, получившая билет в жизнь в далеком теперь 1977 году. И, казалось бы, это повод задуматься и расстроиться, неужели в XXI веке автопроизводители должны выпускать машины технологии которых были разработаны в 70-х годах прошлого тысячелетия? Разум и логика говорят, что это не приемлемо. Но вот парадокс, многих фанатов и автолюбителей, которые так или иначе прикоснулись к «Ниве» и реально ее эксплуатировали, она абсолютно не разочаровала, а даже наоборот укрепила их веру в отечественный автопром. Когда таким людям говоришь, что когда-нибудь первое и единственное поколение 2121 может прекратить свое существование и на его место придет другая модель, они неподдельно расстраиваются как дети, будто у них пытаются отобрать любимую игрушки.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Если спросить владельца, что тебя привлекает в Lada 4x4, ответ последует предсказуемый- простота в эксплуатации, дешевизна запчастей и серьезные внедорожные возможности этого джипа. Тогда обычно следуют другие заготовленные вопросы скептиков. А как же поломки? Ведь она ломается и достаточно часто. А комфорт, которого внутри этого автомобиля вроде, как и нет. А безопасность, расход топлива, ну и внешний вид, наконец-то… На них владельцы такого рода автомобилей почти всегда отвечают многозначительным молчанием и легкой ироничной улыбкой, которая будто говорит, что именно этот человек познал Дзен и произошло это именно в момент нахождения за рулем своей Лада Нива.

 

В общем парадоксальный автомобиль эта «Нива» и в юбилей мы не можем не сделать обзор по этой машине. Это просто-напросто было бы неправильно.

 

Интересные факты. А знали ли вы, что в 70-е годы Лада-2121 была по сути эквивалентом таких законодателей внедорожной моды тех лет как Jeep Cherokee и Land Rover Range Rover, ничем им, не уступая в потребительских качествах и даже превосходя в проходимости?

 

«Нива» действительно была настоящим прорывом для советского автопрома, именно в ней нашим отечественным инженерам удалось совместить в одном кузове до этого несовместимые вещи- комфорт легковых Жигулей, удобство управления как на обычной ВАЗовской «классике» и проходимость военных внедорожников, которые несмотря на распространенность в рядах Советской армии для обычных тружеников страны Советов были недоступны ни за какие деньги.

 

Таким образом «Ниву» можно назвать революционным, переломным моментом в жизни отечественного автопрома, который во второй раз после окончания строительства завода-гиганта в Тольятти и начала выпуска «Копейки» ВАЗ-2101, вновь повернулся к народу лицом и предоставил автомобиль в сегменте, ранее закрытом для обывателей.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Основные постулаты, которые закладывались разработчиками и продвиженцами этого внедорожника были простота исполнения, дешевизна использования в городе, легкость обслуживания на селе. Как вы понимаете они стали важными частями образа народного джипа и актуальны до сих пор. В том числе из-за них большинство автолюбителей так тепло относятся к своим повидавшим видам «Нивам».

 

2121 один из немногих автомобилей Советского периода, который продвигался согласно канонам рекламного искусства. Промо-ролики, рекламные буклеты, реклама на телевидении.

 

 

Забавно, но в Европе до сих пор продвигают Ниву для продаж. Значит спрос есть. Пример, иностранный рекламный ролик:

 

Кстати, иностранцы нередко сравнивают Ниву не только с Лэнд Роверами и Чероки, но даже с Гольфом первого поколения, указывая на общие схожие черты внедорожника и немецкого хэтча. Вроде как наш внедорожный ВАЗ- это «подросший и приподнявшийся» VW Golf. Присмотрелись повнимательнее, они видимо правы.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: ОбзорЛада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

 

Немного о зарубежной экспансии Нива по всему миру. Ее не только скупали и скупают энтузиасты внедорожных покатушек не боящиеся запачкать руки во время ремонта очередной поломки (из 2.5 млн. произведенных автомобилей более 500 тыс. ушло на экспорт), с нее, как говорят, японцы даже взяли основу своего не менее культового внедорожника Suzuki Vitara, быль это или нет, сегодня уже вряд ли кто-то расскажет. Но душу русского человека этот факт греет.

 

Как выглядит российский внедорожник сегодня. Приведем в пример модель 2010 года выпуска, классическая трехдверка с обычными утилитарными бамперами и штампованными колесными дисками. Такая версия выпускается и семь лет спустя, в наши дни. Стоимость для внедорожника смешная- менее 500 тыс. рублей.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Конструкция архаична. Вот пространство моторного отсека. Вряд ли за рубежом вы найдете внедорожник с подобным стилем исполнения подкапотного пространства созданного в 2010 году. Время для Нива замерло. Мотор 1.7 литра, 83 л.с., бензиновый, рекомендованное топливо по паспорту, между прочим- АИ-95! Двигатель инжекторный, и на том спасибо, хоть карбюратор не нужно настраивать.

 

Лада Урбан 4х4: Практичный тест-драйв внедорожника Нива

 

Внешний дизайн полноприводной Лада можно назвать классическим. Вот, что-что, а внешность Нивы привлекает многих. Есть в ней какой-то шарм, притягательность и ощущение родного, неподдельного. Наверное, это сближает отечественную «Ниву» и зарубежный «Квадратик», Mercedes-Benz G-Class. Классика на века, которую можно улучшать лишь в деталях, не трогая общую дизайнерскую концепцию.

 

Красавец, правда?

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

 

Но в отличие от шикарного внешне и внутренне Gelendwagen, у нашего авто не все так классно с салоном. Точнее сказать, салон выглядит по сегодняшним меркам просто ужасно. Какой-то невнятный дешевый пластик, обивка дверей, выполненная из явно химического материала, устаревшая тысячу лет назад фронтальная панель. Чувствуешь себя не очень уютно. Так и хочется сказать, ребятам с завода, если уж так получилось, что производите «классику», то действовали бы по такому принципу до конца, не нужно было изменять салон автомобиля, оставили бы все как было. Это честнее и круче.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Удивительные метаморфозы. Пластик в Ниве жесткий, кажется об него можно разбить кирпич, но при этом он достаточно хрупкий и со временем может расколоться. Посадка возможно была очень удобной в 80-х годах XX века, сегодня ее сложно назвать эталонной. Хотя тот, кто хоть раз управлял этим автомобилем, подтвердит, что компоновка кластеров управления, рычагов и кнопок не вызывает сложности при использовании. Все вроде как под рукой. Впрочем, к некоторым элементам управления придется привыкнуть.

 

Приведем в пример ту же кнопку аварийной сигнализации, она находится на непривычном месте, справа на рулевой колонке. Или рычаги поворотника и дальнего света. Помнится, они доставляли немало хлопот, без сноровки, вместо включения поворотника постоянно кому-то моргал дальним. Дело в том, что рычаг "дальнего" по какой-то причине был длиннее чем рычаг поворотника, что путало и сбивало с толку.

 

Привод стекол- исключительной ручной-«весельный», сиденья тканевые, полы резиновые, куда не брось взгляд, везде увидишь головки шурупов, которыми на заводе любовно прикреплены элементы внутренней обивки. Бррр…

 

Нива- автомобиль для философов. Мне кажется, что Нива или Жигули «Копейка», «Шаха» или старенький Мерседес, а может и БМВ начала 90-х годов должен быть у любого автолюбителя, в качестве автомобиля выходного дня. Эти машины словно лакмусовые бумажки, показывающие индикацию того, насколько далеко ушел прогресс в индустрии.

 

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Вот на самом деле, без шуток. Я конечно прекрасно понимаю, что в современном автомобильном потоке на таком чуде техники и ездить-то страшно, но поймите меня правильно, это автомобиль ностальгия. Машина- эпоха. Когда создавались подобные внедорожники, тогда и деревья были зеленее и Солнце светило ярче и воздух был чище (про воздух- действительно факт).

 

Тусклый свет 12 вольтовых лампочек в тумблерах, кнопках и переключателях от которых эти кнопки нагревались, неровное и мягкое освещение салона, как всегда неважно работающая печка отопления… все это стало элементом ностальгии.

 

Пару слов об обогреве салона. Насколько помнится, у Нивы на этот счет была забавная «фишка», при включенном обдуве салона воздух помимо каналов, созданных специально для обдува начинал сочиться буквально отовсюду, из всех щелей, швов и трещин панели, равномерно заполняя пространство немаленького салона и просачиваясь наружу через неплотно прилегающие резинки дверей. Не знаю, как на более новых вариантах этих внедорожников, но лет 5- 7 назад было именно так.

 

А ручка открывания третье (задней) двери, помните где она находится? Это ж надо было додуматься. Впрочем, некоторые конструкторские изыски нашего друга можно простить. Внедорожник разрабатывался в те времена, когда о дизайне только начинали думать.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

 

Интересное рассуждение одного зарубежного журналиста, который примерно таким образом отозвался о Ниве:

Фундаментальная сущность этого автомобиля заключается в том, что каким-то образом, "Лада" сумела совместить взаимоисключающие вещи, создав одновременно прочный и какой-то ненадежный автомобиль. Я не понимаю, как это вообще возможно. Складывается ощущение, что эти два качества компенсируют друг друга. Но, разум-то понимает, что это просто невозможно!

Этот автомобиль заставляет вас чувствовать себя двояко. С одной стороны, кажется, дунь на нее, и «Нива» разлетится в щепки, но с другой, этот вездеход способен покорить любое самое ужасное бездорожье. Как такое может быть? Нива-это огромная Энигма, упакованная в металлический кузов.

Лада Нива (4x4)

Двигатель

1.7 литра, рядная «четверка»

Мощность/Крутящий момент

83 л.с. / 129 Нм

Трансмиссия

5 передач, механическая КПП

Топливная экономичность (л/100 км)

Город: 12.1 л/ Трасса 8.3 л/ Средний расход 9.9 л (официальные данные)

Тип привода

Полный привод

Снаряженная масса

1.285 кг

Max масса буксируемого прицепа

300 кг без тормозной системы, 600 кг с тормозной системой

Мест

4

Объем багажника (литры)

265 л/585 л

Стоимость базовой версии

475.900 руб.

Стоимость самой дорогой версии (5 дверей)

571.600 руб.

 

ВАЗ 2121 на бездорожье

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Где не ступали колеса нашего внедорожника? Наверное, они побывали почти везде, от проселков дач и деревень, до Тайги, субтропиков, тропиков и даже Северного полюса и Антарктиды. Двадцать первые двадцать первые участвовали в ралли, триале, спортивных состязаниях с лучшими представителями зарубежных автопроизводителей. Участвовали и нередко побеждали!

 

Камни, грязь, песок, снега, все это подвластно простому, но зарекомендовавшему себя за десятилетия полному приводу обычной «Нивы».

 

Бездорожье- это ее стихия. Она создана для него и также как УАЗ способна проехать практически где угодно. А если автомобиль подготовить к внедорожным заездам, то он вообще проложит себе путь там, где человек вряд ли пройдет пешком.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Шумновата она конечно при форсировании труднопроходимых участков, возможно не очень удобно на ней скакать по кочкам или месить грязь колесами по ступицы увязшими в жиже, но в отличие от хваленных зарубежных внедорожников она выедет, в 80% случаев справится с поставленной перед ней нелегкой задачей.

 

А ведь под капотом не 200 или 300 лошадей, и ста не наберется. Да и не дизельные это «лошади», а бензиновые. В чем же секрет автомобиля? Развесовка? Идеально подобранные передаточные числа в КПП, в дифференциалах? Легкость автомобиля (снаряженная масса всего 1.200 кг)? Все вместе.

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Очень помогают на бездорожье высоченные передние и задние свесы, их буквально нет, что придает внедорожнику безграничные возможности в преодолении препятствий. Полноприводный российский автомобиль может перепрыгнуть любое препятствие. Не в натяг, так с разгона перелетит. Причем, те, кто хоть раз выезжал на борьбу с отечественными направлениями, недостатка тяги не испытывали никогда. На пониженной или обычной передачи, при включенном или отключенном дифференциале, наш парень будет грести пока не иссушит топливный бак.

 

«Нива» в обычной эксплуатации

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

Пример Лада Нива с немецкими номерными знаками. Обратите внимание, за рулем девушка. И несмотря на постановочность кадра, это говорит о том, что даже практичные немцы по случаю приобретают наши внедорожники.

 

Крейсерская скорость по трассе- 70- 80 км/ч, можно разогнаться и больше 100 км/ч, но для комфортного передвижения лучше не переходить этот барьер. Понятие «динамики» для этого внедорожника просто не существует. Да в принципе это и не гоночный автомобиль.

 

Смотрите также: LADA 4х4 Urban — особенности и возможные конкуренты

 

В городе автомобиль также показывает хорошие результаты. Относительно компактные размеры и высокий дорожный просвет позволяют парковаться там, где другие внедорожники этого просто не смогут осуществить. Заезжать в довольно узкие и компактные пространства. Правда гидравлический усилитель работает туговато, девушкам лучше на садиться за руль, все же 2121 остается сугубо мужским снарядом для развлечения и инструментом для работы.

 

Еще одни интересный факт, о котором я вспомнил только когда прочитал технические данные внедорожника- топливный бак у него всего 42 литра! Держите это в уме, если захотите приобрести Lada Niva (4x4). При расходе 11-12 литров на 100 км, максимальный радиус действия составляет лишь 350-370 км. При этом не доверяйте датчикам указателя топлива, вероятнее всего у вас он тоже будет барахлить, скорее всего прямо с завода…

 

Итог

Лада «Нива», 40 лет, как один день: Обзор

И так, что мы можем сказать о ней в заключение. Это наша история. Это один из немногих автомобилей Советского периода, который действительно полюбился за рубежом, причем не из-за цены или надежности (положа руку на сердце, стоит признать, что качество не конек Лада Нива), а за то чувство реального неподдельного драйва которое этот джип способен дать своим пользователям. Это реально выносливый и недорогой помощник в хозяйстве.

 

И закончим наш рассказ словами еще одного иностранца:

Я чувствовал себя хорошо за рулем этой машины. Не смотря на, а возможно и благодаря всем этим причудливым и странным, порой кажущимися непродуманными конструкторским решениям, я поймал себя на мысли, что действительно полюбил Лада Нива. «Нива»- это все равно что взбалмошный закадычный друг, с которым вы можете поссориться или разойтись во мнении, возможно он иногда бывает тем еще оторвой и грубияном, но ты знаешь, что у него золотое сердце, ведь в трудную минуту он всегда прикроет твою спину и подставит плечо.

 

Лучше сказать, вряд ли получится! С юбилеем НИВА!

Оцените новость:
Поделиться
Как вы обычно называете сотрудников ДПС?
 
Популярное