Вот какие показатели являются самыми главными для внедорожника

Как джипам удается быть такими проходимыми?

Что позволяет автомобилю удерживаться и ползти вперед на крутых склонах, почему водители переобувают свои автомобили, чтобы увеличить передающую силу на землю во время сцепления колес с дорогой, что такое коэффициент сканирования и что он значит для внедорожника?

 

Целью энтузиастов было создать автомобиль с максимальной проходимостью. Самый любимый термин, который сегодня к месту и не к месту используют производители Jeep — это пресловутый «Коэффициент сканирования». Любая реклама автомобиля рассказывает, что новый джип имеет процент проходимости 73:1, и именно поэтому это самый лучший внедорожник со времен армейского Willys MB.


Но на самом деле коэффициент обхода имеет минимальное значение при преодолении препятствий или езде по горным перевалам. Что более важно для внедорожных качеств автомобиля — это насколько сильно протектор шины давит на поверхность грунта.


Например, внедорожные «таланты» Jeep Wrangler Rubicon определяются в первую очередь передаточным числом пониженного ряда в раздаточной коробке. Только у этих джипов оно увеличено до 4,0, в то время как у серийных моделей этот показатель держится на уровне 2,7. Такая трансмиссия плюс мощная ось Дана 44 вообще исключает вопрос проходимости «Рубикона». Мотор провернет колеса даже в остывающем бетоне.


Конечно, высокие коэффициенты обхода помогут увеличить силу автомобиля, но есть еще и размер шин, и скорость крутящего момента двигателя. Все это и позволяет джипам взбираться на скалы и спокойно переезжать топи. Итак, с чего начинается любой внедорожник.

 

1. «Коэффициент ускоренного движения»


Так называемый «коэффициент ускоренного движения» — это отношение крутящего момента на колесах к аналогичному параметру на маховике двигателя. Фактически это означает, во сколько раз увеличится оборот колеса в зависимости от КМД. Есть три автомобильных узла, где оборот колеса увеличится — эти агрегаты позволяют определить коэффициент замедленного движения: трансмиссия, коробка передач и дифференциал.


Мощность двигателя проходит через коробку передач, раздаточную коробку и дифференциал. Именно поэтому дифференциал часто называют «конечный привод». Питание от мотора имеет постоянный параметр. Водитель не может получить от мотора больше энергии просто переставляя передачи, но может обеспечить больше крутящего момента.


По мере того, как мощность «движется» по этим главным автомобильным узлам, угловая скорость крутящего момента меняется. Каждую секунду, когда мощность мотора проходит через редукцию в КП, раздатке и дифференциале, получается, что скорость на выходе ниже, чем на входе, но выходной крутящий момент выше. Как определить, насколько больше КМ на колесах, чем на маховике? Умножив КМД на числа в трех передачах — это и есть коэффициент ускоренного движения.


Jeep Cherokee с коробкой автомат (4 ступени AW) с передаточными параметрами: 2,80, 1,53, 1,00 и 0,75. Его комплектовали раздаткой NP231 с уменьшением «нижнего диапазона» 2,72:1 и осью 3,55.

 

Смотрите также: Первый крупный обзор нового Jeep Wrangler 2018 года


Чтобы рассчитать «коэффициент ускоренного движения», следует перемножить число первой передачи на коэффициент нижнего диапазона передачи и отношение оси. Полученное число в данном случае — 27.

Последний новый Wrangler Rubicon с ручным управлением, передаточным отношением 4,46, раздаткой 4:1 при оси 4.10 получает коэффициент ускоренного движения 73.


Значение момента холостого хода


Но цифра коэффициента для показателей преодоления препятствий и скоростных параметров машины значит очень мало. Необходимо понять, какой фактически крутящий момент умножается на коэффициент ускоренного движения, чтобы выяснить, как машина будет преодолевать валуны и другие препятствия.

Коэффициент 27, который был вычислен для Jeep Cherokee XJ, вполне приемлемый, поскольку двигатель объемом 4 литра дает достаточно крутящего момента на холостых оборотах (200 фунт-фут). Эти параметры позволяют автомобилю медленно, но уверенно ползти по скалам. Если автомобиль имеет 2,5- литровый мотор, то такое соотношение «ползучести» привело бы к возможному опрокидыванию машины и невозможности преодолевать горные перевалы. Именно поэтому все четыре цилиндра XJ поставляются с 4.10 дифференциальными передачами.

Итак, крутящий момент имеет значение для высокой проходимости автомобиля, но это не все. Шины также играют значительную роль.


2. Шины


Переход от «тощих» 30-дюймовых к узловатым 37-дюймовым шинам позволил создать идеальное соотношение между дорожным просветом и тягой автомобиля, что придает джипу оптимально ускорение. Закон Ньютона, применяя к современным автомобилям, гласит: ускорение автомобиля равняется силе, действующей на транспортное средство, разделенной на его массу.

Грубо говоря, причина, по которой авто ускоряется — это «толкательная» сила грунта, полученная в результате силы, с которой шина давит на грунт. Сила противодействия грунта всегда равна силе воздействия на него.

Чтобы определить силу, с которой шина давит на дорогу, достаточно вспомнить, что КМ (крутящий момент) равен произведению силы на расстояние. Сила, которую колесо передает грунту, равна частному силы крутящего момента на радиус колеса. Фактически это означает, что чем больше шина, тем меньше ее воздействие на землю. Поэтому ускорение автомобиля значительно снижается. Это ответ на вопрос водителей, которые недоумевают, почему вдруг автомобиль перестал давать ускорение после его «переобувки» на более широкие шины.

Это грубое описание того, как шины влияют на внедорожные качества автомобиля. Здесь не берутся в расчет другие, но не менее важные законы физики, которые действуют на автомобиль: сила инерции, которая больше действует на крупные шины и требует большего крутящего момента и пр.


3. Оптимальный контроль


Огромное преимущество правильной передачи — это способность преодолевать препятствия, переезжая их медленно. Это позволяет водителю лучше контролировать автомобиль, и в этом главная важность большого коэффициента ускоренного движения.

Двигатели создают максимальную мощность в своем диапазоне оборотов. Чтобы преодолеть крутые подъемы, следует обеспечить автомобиль большим крутящим моментом при низких скоростях. Другими словами, нужно, чтобы мотор выдавал максимальную мощность, а колеса при этом проворачивались медленно. При этом джип должен полностью контролироваться водителем.

Наиболее полный контроль автомобиля обеспечивается высокими цифрами коэффициента ускоренного движения — он позволяет не только умножать крутящий момент двигателя, но и поддерживать его в диапазоне оптимальных оборотов при низких скоростях.

Если мотор транспортного средства имеет достаточно мощности для медленного преодоления препятствий — это одно, но если у автомобиля достаточно энергии на холостом ходу, это позволяет лучше контролировать автомобиль.

В машинах с «механикой», где колеса жестко соединены с силовым агрегатом, очень важно иметь ограничение низких скоростей. Высокие цифры коэффициента обеспечивают колесам минимальную скорость. Колеса будут крутиться намного медленнее, чем коленчатый вал — это позволит автомобилю иметь низкую скорость на крутых подъемах.

Итак, если на джипе установлены огромные шины, то минимальная скорость, на которой следует преодолевать препятствия, будет достаточно высокой, коэффициент ускоренного движения подлежит коррекции. Водители знают много приемов, когда можно снизить скорость — например, тормозить через переключение передач. Приходится использовать стартер для перемещения, позволять шинам проскальзывать и использовать сцепление по максимуму. Это не совсем удобные варианты езды, особенно если впереди и по бокам возвышаются 50-метровые скалы.

Если в автомобиле установлена коробка-автомат, то минимальная скорость достигается намного проще. Можно двигаться настолько медленно, насколько необходимо без остановки двигателя благодаря коррекции гидротрансформатора. Он заставит двигатель работать на холостом ходу, даже при неподвижных колесах. Правда, при этом произойдет значительный перерасход масла и разогрев коробки передач, но это все.


4. Джип на скоростной дороге

 

Следует внимательно посмотреть, какую скорость автомобиль, прекрасно преодолевающий все препятствия горного ландшафта, покажет на обычной дороге. Важно помнить, что короткая передача увеличивает КМ на колесах, обеспечит ускорение, но снизит установленные параметры максимальной скорости.

 

Смотрите также: Вот как оборудовать автомобиль под прицеп


Высокий коэффициент ускоренного движения означает, что колесо будет давать мало оборотов, в то время как мотор будет работать на полную. В этом случае нужно «переобуть» автомобиль, чтобы правильно распределить силу. Поэтому всегда джип с огромным коэффициентом ускоренного движения и более крупными шинами не может показать на трассе свою максимальную скорость.

Высокая скорость передачи всегда обеспечивает водителю экономию топлива, но увеличивает минимальную скорость обхода. Большие шины всегда уменьшают тягу и понижают передачу, что не дает никакой экономии топлива.

Коэффициент ускоренного движения не спасает положение, если не понимать, как между собой взаимодействуют размеры шин и передачи, чтобы автомобиль идеально передвигался по бездорожью и обеспечивал комфортную поездку на скоростном шоссе.

 

Автор: Сергей Василенков

Оцените новость:
22.05.18 (11:58)
5 833
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник